Р.Декарт. «Рассуждение о методе»


Афоризмы и цитаты Рене Декарта

Декарт Рене (1596-1650 гг.). Французский философ, математик и естествоиспытатель.

Беседовать с другими столетиями – почти то же, что путешествовать.

Благоговение – это склонность души не только уважать предмет почитания, но также желание подчиниться ему с известным трепетом, снискать его благосклонность.

Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ.

Большинство книг таково, что, прочитав несколько строк и просмотрев несколько фигур, уже знаешь о них все; так что остальное помещено в этих книгах лишь для того, чтобы заполнить бумагу.

В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.

Великие люди считают, что нет большего зла, чем трусость тех, кто не может переносить беду с твердостью, и хотя они ненавидят пороки, но не ненавидят тех, кто подвержен этим порокам, а питают к ним только жалость.

Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений.

Дайте мне материю и движение, и я создам мир.

Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.

Если судьба наделяет кого нибудь благами, которых он действительно недостоин, и когда зависть пробуждается в нас только потому, что, любя справедливость, мы сердимся, что она не была соблюдена при распределении этих благ, то эту зависть можно извинить.

Зависть находит себе оправдание, если только злоба относится к распределению благ, а не к тем, которые ими обладают или их распределяют.

Здравомыслие есть вещь, справедливее всего распространенная в мире: каждый считает себя настолько им наделенным, что даже те, кого всего труднее удовлетворить в каком либо другом отношении, обыкновенно не стремятся иметь здравого смысла больше, чем у них есть.

Из двух человеческих страстей – любви и ненависти – большую склонность к чрезмерности имеет именно любовь. Она пламеннее, а потому сильнее и прочнее. Чем страстней воспламеняется любовь, тем она беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении и тем самым освобождает от оков целую дружину зол.

Интуиция – это ум воображения.

Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.

Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания.

Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий.

Людям не приходилось бы так легко стыдиться, если бы они, высоко ценя свою личность, считали бы исключенной возможность чьего бы то ни было презрения.

Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. В самых великих душах заложена возможность как крупнейших пороков, так и величайших добродетелей, и тот, кто идет очень медленно, может всегда, следуя прямым путем, продвинуться значительно дальше того, кто бежит и удаляется от этого пути.

Можно всюду сохранять свою независимость: не место, где живешь, а жажда отличий при недостатке характера сгибает одного человека перед другим.

Мудрость – это не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что человек в состоянии познать.

Наблюдайте за вашим телом, если вы хотите, чтобы ваш ум работал правильно.

Надежда – это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется. Страх же есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.

Надменность – всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя.

Надменность и великодушие заключается только в высоком мнении о себе… Они отличаются друг от друга только тем, что это мнение у надменного человека ни на чем не основано, в то время как у великодушного – вполне справедливо.

Не должно сомневаться в том, что кажется истинным… однако не должно полагать это за непреложное, чтобы не опровергать составленных нами о чем либо мнений там, где этого требует от нас разумная очевидность.

Не желай ничего, чего ты не можешь достигнуть сам; твое высшее достояние есть свобода, она не может тебя сделать красивым, богатым, уважаемым, сильным и счастливым в глазах всего мира, а может только сделать свободным; она делает тебя не господином вещей, а господином тебя самого.

Негодуют обыкновенно на тех, кто делает добро или причиняет зло лицам, этого не заслуживающим; завидуют же тем, кто в подобных случаях получает какое нибудь благо.

Недостаточно обладать здравым умом – важно умело им пользоваться.

Нет более плодотворного занятия, чем познание самого себя.

Нет ни одного порока, который так вредил бы благополучию людей, как зависть, ибо те, которые им заражены, не только огорчают самих себя, но и омрачают также радость других.

Нет ничего столь далекого, чего нельзя было бы достичь, ни столь сокровенного, чего нельзя было бы открыть.

Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей – слабость тех, от кого они слышат жалобы.

Отчаяние – это страх без надежды.

По мере того как память обременяется множеством фактов, гений и его творческие способности слабеют и гаснут.

Порядок освобождает мысль.

Разум – это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.

Своеволен тот, у кого сильные желания и слабая воля.

Страх есть склонность души, убеждающая ее в том, что желание не сбудется.

Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире.

Стыд есть вид печали, основанной на любви к самому себе, происходящей от страха перед порицанием.

Те, кто полагается на свой естественный разум, будут правильнее судить, чем те, кто верит только древним книгам.

Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью.

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.

Трусость происходит только от отсутствия определенной надежды или желания…

У кого есть… сознание и чувство собственного достоинства… Они… не боятся, что другие умнее их, образованнее или красивее… Равным образом они не считают себя значительно выше тех, кого они в свою очередь превосходят, потому что все это кажется им имеющим очень мало значения в сравнении с доброй волей, за которую они только себя уважают и которую предполагают у каждого человека.

Уважение других дает повод к уважению самого себя.

Уединение нужно искать в больших городах.

Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

Чем страстней воспламеняется любовь, тем беспощадней ко всему, что ей препятствует и угрожает, она дает свободу ненависти действовать более чем в одном направлении.

Чтение хороших книг – это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают вам только лучшие свои мысли.

Широта ума, сила воображения и активность души – вот что такое гений.

Я мыслю, значит, я существую.

Еще по теме:

  • Цитаты французских философов
  • Мыслю, следовательно, существую
    • Цитаты Жана Лакруа
    • Цитаты Жана Батиста Робине

    Популярно:

    • Встречи и разлуки
    • Счастье и несчастье
    • Цитаты Пауло Коэльо

    Комментарии:

    LiveInternetLiveInternet

    Рене Декарт был французом, который большую часть жизни провел в Голландии, а скончался в Швеции. «Отец современной философии», учёный и математик он был самым ярким гением XVII века. Рене Декарт был скептиком, поддававшим сомнению любое высказывание, и, тем не менее, он попытался научно обосновать существование Бога.

    Отец надеялся, что Декарт станет юристом, и он получил степень бакалавра по юриспруденции в 1616 году. Но свободное время Рене Декарт посвящал математике. Сегодня философ также известен, как основатель аналитической геометрии. Из своих рассуждений он пришел к выводу, что только наука может быть ключом к истинной мудрости.

    Большую часть своих работ Рене Декарт опубликовал во время своего 20-летнего пребывания в Нидерландах. К сожалению, большинство его работ были запрещены Ватиканом, за выведенные в них теории. В 1628 году Декарт опубликовал свое первое эссе «Правила для руководства ума», в котором описывался правильный метод научного и философского мышления. Но ум Декарта был направлен не только в сторону философских сфер, он также был великолепно подкован в финансовых вопросах: он продавал свою недвижимость. инвестируя в облигации, что давало ему постоянный доход на протяжении всей жизни.

    В «Рассуждениях о методе» было напечатано самое знаменитое высказывание Рене Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». Что более простым языком означает: если кто-то сомневается в существовании, сам факт того, что он думает об этом, является доказательством его существования.

    • Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

    • Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.

    • Уединение нужно искать в больших городах.

    • Сомневайся во всём.

    • Вся моя физика есть лишь геометрия.

    • Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений.

    • Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг.

    • Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов.

    • У одного человека зачастую больше шансов сделать открытие, нежели у нескольких, занимающихся одной проблемой.

    • Те люди, которых особенно волнуют страсти, больше всего могут насладиться жизнью.

    • Ничто из ничего не получается.

    • Люди с сильным и великодушным характером не меняют своего настроения в зависимости от своего благополучия или своих несчастий…

    • Обыкновенный смертный сочувствует тем, кто больше жалуется, потому что думает, что горе тех, кто жалуется, очень велико, в то время как главная причина сострадания великих людей — слабость тех, от кого они слышат жалобы.

    • Разум — это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным.

    • Здравый смысл кажется единственной вещью, которая во всём мире распределена равномерно — никто не хочет его больше, чем у него есть.

    • Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем делать это без всякого метода.

    • Истинное величие души, дающее человеку право уважать себя, больше всего заключается в его сознании того, что нет ничего другого, что ему принадлежало бы по большому праву, чем распоряжение своими собственными желаниями.

    • В большинстве споров можно подметить одну ошибку: в то время как истина лежит между двумя защищаемыми воззрениями, каждое из последних отходит от нее тем дальше, чем с большим жаром спорит.

    • Отчаяние — это страх без надежды.

    • Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.

    • Надежда — это стремление души убедить себя в том, что желаемое сбудется… Страх же есть склонность души, убеждающая её в том, что желание не сбудется.

    • Любопытный отыскивает редкости только затем, чтобы им удивляться; любознательный же затем, чтобы узнать их и перестать удивляться.

    • Надменность — всегда порок, хотя бы уже потому, что у надменных людей нет никаких серьезных оснований уважать себя.

    • Людям не приходилось бы так легко стыдиться, если бы они, высоко ценя свою личность, считали бы исключенной возможность, чьего бы то ни было презрения.

    • Уважение других дает повод к уважению самого себя.

    Рене Декарт: 25 высказываний отца современной философии

    Р.Декарт. «Рассуждение о методе»

    I.Текст №3. Р.Декарт. «Рассуждение о методе».

    1. Чем философское знание отличается от других форм знания?

    Философия имеет свой особый, отличный от традиционных форм познания (технических наук, естественных, конкретных и прикладных дисциплин), взгляд на предмет, аспект его осмысления. Прежде всего, философия стремится к целостному восприятию мира. В отличие от отдельных наук в философском знании одновременно представлены как объективное описание мира в целом, так и субъективная, личная позиция философа, которая наделяет знание значением культурной ценности. Объективно-истинное значение переживается каждым философом по-своему в соответствии с жизненным личным и моральным опытом. Благодаря этому философское сознание — это не только абстрактное понятие, абстрактно-умозрительные теории, а глубоко личное, знание — ценность, знание — убеждения, знание — вера. Научно-теоретическое знание является только одной стороной идейного содержания философии. Другую, доминирующую его сторону, создает совсем другой компонент сознания — духовно-практический. Именно он выражает мировоззренческий, тип философского сознания в целом.

    Рене Декарт говорит о философии: «Видя, что в течении многих веков она разрабатывается превосходнейшими умами и, несмотря на это, в ней доныне нет положения, которое не служило бы предметом споров и, следовательно, не было бы сомнительным». Поэтому принципы философии он считает основой всех других наук.

    Таким образом, истины философии проверяются всем потоком человеческой жизни, поэтому, возможно, можно отнестись к философии как к особенной науке.

    1. Для чего необходим метод познания?

    Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному.

    В познании следует отталкиваться от некоторых индуктивно ясных, фундаментальных истин, т.е. в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция — твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой выводятся все знания о мире, является положение: «Я мыслю, следовательно, существую».

    Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага. С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным.

    Данный метод позволяет пользоваться собственным разумом если не в совершенстве, то, по крайней мере, как можно лучше. Помогает представлять предметы яснее и отчетливее. Благодаря данному методу, можно рассматривать трудные вопросы в других науках.

    1. Выделите в тексте и объясните своими словами правила метода Декарта. Являются ли они актуальными, на ваш взгляд, в современной науке?

    Декарт выделил четыре основных правила:

    1. «Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»

    Все должно сводиться к ясности и отчетливости. Речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением.

    1. «Делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить»

    Разделив, сложное на простое, отвергаем двусмысленность. То есть сделать правильный вывод можно только поэтапно — шаг за шагом.

    1. «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».

    Итак, следует вновь соединить элементы, в которых живет одна сложная реальность. Имеется в виду восстановление порядка построением цепочки рассуждений от простого к сложному. Может показаться, что при этой двойной работе не появляется ничего существенно нового, если в конце концов мы получаем тот же предмет, с которого начинали. Но в действительности это уже не тот же самый предмет, он «прозрачный» и мы знаем как он сделан.

    1. «Делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».

    Это позволяет избавиться от всех приблизительных или несовершенных, фантастических или только похожих на правду понятий, которые ускользают от этой необходимой упрощающей операции.

    Данный метод, по-моему мнению, является актуальным в современной науке, потому что благодаря его простым правилам можно решить сложные и даже необъяснимые явления.

    1. С помощью каких доводов и для чего философ доказывает бессмертие души и существование Бога? Как познание Бога помогает человеку найти основы познания? («Врожденные идеи»).

    Прежде всего, отметим, что большая часть традиционного знании имеет в качестве основы чувственный опыт. Однако Декарт не считает, что знание, полученное таким путем, является бесспорным. Он говорит: «поскольку чувства иногда нас обманывают, я счел нужным допустить, что нет ни одной вещи, которая была бы такова, какой она нам представляется нашим чувствам». Таким обpазом, Декаpт склоняется к мысли «об иллюзоpности всего на свете пpи этом необходимо, чтобы я сам, таким обpазом pассуждающий существовал». Пpодолжая свои pассуждения, он пишет: «Я заметил, что истина «Я мыслю, следовательно, я существую» столь твеpда и веpна, что самые сумасбpодные пpедположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений пpинять за пеpвый пpинцип искомой мной философии». Затем Декарт, следуя своему методу, говорит: «внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, не места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствии этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую». Дальнейшие рассуждения философа сводятся к следующему: Я человек — субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела то душа не перестала быть тем, что она есть -душа есть мышление. Так Декарт достигает неоспоримого факта, что человек -это мыслящая реальность.

    Декарт разбирает вопрос о происхождении различных идей (идеи могут быть вымышленными, пришедшими извне, врожденными) и приходит к выводу, что из всех идей только идея Бога никоим образом не могла произойти от него самого. Бога он рассматривает, прежде всего, как совершенное Существо. Тем самым он доказывает его существование. Моя идея Бога не могла произойти от меня самого, потому что «…более совершенное, то есть содержащее в себе больше реальности, не может следовать или находиться в зависимости от чего-нибудь менее совершенного». Причина должна обладать не меньшей реальностью, чем следствие. «Предположение о том, что более совершенное является следствием менее совершенного и находится в зависимости от него , столь же противоречит разуму, как и то, что из ничего происходит что-то».

    Идея Бога является врожденной. «Бог, создавая меня, вложил в меня эту идею, долженствующую служить как бы знаком, запечатлеваемым мастером на своем произведении». Если бы не предрассудки и не образы чувственных вещей, «не существовало бы ни одной вещи, которую я узнал бы так скоро и так легко», как Бога. «…Нам достоверно известно очень немногое относительно телесных вещей, …гораздо больше познается нами относительно человеческого духа, а еще больше – относительно самого Бога». Однако идею Бога нельзя познать с помощью воображения.

    1. К.Прутков писал: «Не чеши затылок, а чеши пятки…», — какому из правил Декарта близка эта мысль?

    «Не чеши затылок, а чеши пятки…»; другими словами начинай от низшего степени, чтобы дойти до высшего. Данная мысль близка к третьему правилу Декарта — «Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу»

    II. Текст №4. Гегель Г. «Кто мыслит абстрактно?».

    1. Уместно ли в «порядочном» обществе мыслить абстрактно? Чем абстрактное мышление отличается от конкретного мышления?

    Абстрактно мыслит тот человек, который вырывает единичные вещи из окружающего мира и рассматривает их в изолированности друг от друга. По ходу этого он накручивает вокруг них ворох поверхностных рассуждений, которые, однако, не приводят его к пониманию их сущности. Напротив, конкретно мыслит тот человек, который рассматривает окружающие предметы во всём богатстве их внутреннего содержания и внешних связей, благодаря чему он постигает их понятие в единстве всех его определений.

    Абстрактное мышление свойственно начальной ступени развития мыслительной деятельности людей – ступени рассудка. Оно присуще юному и необразованному сознанию, испытывающему недостаток знаний. Конкретное мышление составляет высшую ступень деятельности интеллекта человека – ступень разума. Оно присуще зрелому образованному сознанию, располагающему достаточным объёмом знаний. Абстрактное мышление фрагментарно. Оно сияет разрывами и перескоками мысли. Конкретное мышление имеет системный характер, оно последовательно и взаимосвязано.

    Оба вида мышления не исключают друг друга. Они составляют две последовательные ступени становления мыслительной деятельности человека как таковой. Первоначально формируется абстрактное рассудочное мышление. Затем – и только затем – развивается конкретное разумное мышление.

    Таким образом, можно сделать вывод, что в «порядочном» обществе не уместно мыслить абстрактно.

    1. Способен ли «необразованный» человек мыслить конкретно?

    «Необразованный » человек мыслит абстрактно, а не конкретно. Из-за недостатка знаний и наличия в них больших пробелов человек не в состоянии выстраивать цепочки умозаключений. Он не может рассматривать все одновременно, он видит только одну деталь, поэтому не может правильно оценить ситуацию.

    1. Почему «торговка», с точки зрения Гегеля, мыслит абстрактно?

    Торговка яйцами, услышав, что они у нее тухлые, в ответ оскорбляет обидевшую ее даму, ее родителей и бабку. «Сама ты тухлая! <…> Если бы не офицеры, не щеголять тебе в нарядах!» — кричит торговка. «Она мыслит абстрактно <…> Все окрашивается в ее голове в цвет этих яиц», тогда как офицеры, если они действительно были, «наверняка заметили в этой женщине совсем иные детали». «Торговка» мыслит абстрактно, она игнорирует существенные свойства предмета обсуждения. Мыслить так, как это делает базарная торговка, значит названием одного качества уничтожать в человеке «все остальное, что составляет человеческое существо», — утверждает философ.

    1. Можно ли сказать, что по мнению Гегеля, философское знание является абстрактным?

    Философское знание по мнению Гегеля не является абстрактным. По своему содержанию философия есть стремление к всеохватности и единству. Если другие науки делают предметом изучения какой-либо отдельный образ реальности, то философия стремиться охватить всю реальность в ее единстве и многообразии. Для философии характерно представление о том, что мир обладает внутренним единством, несмотря на внешнее многообразие. Реальность мира как целого — таково содержание философии.

    1. Совпадает ли Ваше понимание абстрактного и конкретного с тем, как их понимает Гегель?

    Под абстрактым я понимаю нечто нечеткое не ясное поверхностное. Конкретное же наоборот охватывает все возможные варианты. Гегель именно так объясняет эти понятия в тексте. Таким образом, наши мнения совпадают.

    1. В чем обывательский смысл конкретности в наше время?

    Обывательский смысл в конкретности наших знаний очень велик. Если бы мы мыслили только абстрактно, то мы не могли решить многие жизненные вопросы. Мы не смогли заметить многих мелочей, сосредоточившись на одной детали. (Как это показано с «торговкой» в статье Гегеля.) Что бы правильно оценить ситуацию, нужно рассмотреть ее «со всех сторон». Обдумать все возможные варианты, так мы быстрее придем к верному решению. Таким образом, конкретность наших знаний – это неотъемлемое условие к дальнейшему развитию.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]