Жемчужины мудрости: 20 самых вдохновляющих цитат на парусную тематику


Жемчужины мудрости: 20 самых вдохновляющих цитат на парусную тематику

Время от времени нам всем нужно немного вдохновения. Мы приготовили для вас подборку цитат легенд парусного спорта и простых энтузиастов, которые, мы уверены, вдохновят и вас! «Любой дурак может обойти весь мир на трезвую голову. Но только очень хороший моряк способен сделать это спьяну!». Сэр Фрэнсис Чичестер (Sir FrancisChichester) «Каждый день с тех пор, как я осознал, […]

Время от времени нам всем нужно немного вдохновения. Мы приготовили для вас подборку цитат легенд парусного спорта и простых энтузиастов, которые, мы уверены, вдохновят и вас!

«Любой дурак может обойти весь мир на трезвую голову. Но только очень хороший моряк способен сделать это спьяну!». Сэр Фрэнсис Чичестер (Sir FrancisChichester)

«Каждый день с тех пор, как я осознал, что выжил, я говорил себе: мне повезло, что я жив. Так зачем возвращаться? Я – гончак. Я люблю море, и я люблю соревнования. Ты же не отказываешься от жизни только потому, что однажды тебе довелось пройтись по лезвию ножа». Тони Буллимор (TonyBullimore)

«Моя мама, когда спросили ее мнение о путешествии перед отходом, ответила, что считает это «совершенно безответственным», и в этот Рождественский день я начал думать, что она права. Ведь я шел вокруг света просто потому, что мне этого чертовски хотелось! И я понял, что наслаждаюсь этим в полной мере». Робин Нокс-Джонстон (RobinKnox—Johnston)

«Мой день проходит счастливо, куда бы ни шла моя лодка». Джошуа Слокам(Joshua Slocum)

«Искусство моряка – не оставлять ничего на волю случая». Энни Ван Де Виль (Annie Van De Wiele)

«Я действительно не знаю, почему все мы так преданы морю, за исключением того, что мне кажется, все дело в том, что море меняется, и свет меняется, и корабли меняются, это потому, что все мы вышли из моря. И это интересный биологический факт, ведь все мы имеем в своих жилах точно такой же процент соли в крови, который существует в океане, и поэтому соль в нашей крови, в нашем поту, в наших слезах. Мы связаны с океаном. И когда мы возвращаемся в море – под парусом или просто смотрим на него – мы возвращаемся туда, откуда пришли». Джон Ф. Кеннеди (JohnF. Kennedy)

«В этом путешествии были моменты, когда я убеждался, что GPS не прав». Крис Робб (ChrisRobb)

«Спокойное плавание не приходит из спокойных вод, оно приходит от хорошего штурмана, хорошего экипажа и хорошего корабля». Энтони Т. Хинкс (AnthonyT. Hincks)

Яхтинг в творчестве знаменитых художников: «Аржантейская серия» Моне, Ренуара и Кайботта

«Там, в море, ты в действительности ‘ты сам’». Вито Дюма (VitoDumas)

«Каюта маленькой яхты – поистине чудесная вещь; она не только укроет тебя от бури, но и от других неприятностей в жизни, это безопасное место уединения». Л. Фрэнсис Херрешофф (L. FrancisHerreshoff)

«Прелесть одиночного путешествия — это не одиночество, а независимость.» Клод Уорт (ClaudWorth)

«Когда ты попадаешь в сильный шторм, выводишь лодку на ветер, и автопилот управляет ею, ничего не остается делать, кроме как стоять там и наблюдать, как вокруг тебя ломаются водяные стены; это потрясающее зрелище». Эмма Ричардс (EmmaRichards)

«Вместе с практикой ты совершенствуешься, узнавая больше от того, что ты делаешь, чем от прочтения десяти любых книг по этой теме». Херви Гарретт Смит (HerveyGarrett Smith)

«Единственный способ получить хорошую команду – жениться на ней». Эрик Хиcкок (Eric Hiscock)

«Чтобы победить, ты должен верить, что сможешь это сделать. Ты должен быть увлечён этим. Ты должен по-настоящему «хотеть» результата – даже если это означает годы работы. Самая трудная часть любого большого проекта – начать». Сэр Питер Блейк (SirPeterBlake)

Алекс Томсон: что за личность скрывается за костюмом?

«Когда ты тратишь столько времени, толкая, ухаживая, убеждая и задабривая красивую гоночную машину как эта, вы становитесь очень близки. Она хорошо обо мне заботилась, а я забочусь о ней. Я совсем не была одинока». Эллен Макартур (Ellen MacArthur)

«Шансы на ошибку примерно равны количеству членов экипажа в квадрате». Тед Тернер (TedTurner)

«Желание построить дом – это утомительное желание человека довольствоваться одной стоянкой. Желание построить лодку является желанием молодости, не желая еще принимать идею окончательного места отдыха». Артур Рансом (ArthurRansome)

«Я хочу лодку, которая выпивает шесть, ест четыре и спит два». Эрнест К. Ганн (Ernest K. Gann)

«Парусный корабль – это не демократия; ты не будешь собирать команду, начиная с повода выяснить, куда вы направляетесь, и заканчивая тем, чтобы поинтересоваться, когда бы они хотели уменьшить парус». Стерлинг Хейден (Sterling Hayden)

5 причин заняться яхтингом

17.02.2020

Текст книги «Афоризмы русских военных моряков»

Крузенштерн Иван Фёдорович 1770–1846

Адмирал (1828). Участник русско-шведской войны 1788–1790. Совместно с Юрием Лисянским на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили первую русскую кругосветную экспедицию (1803–1806). С 1827, в течение 16 лет был директором морского кадетского корпуса.

Благодарность есть добродетель (хотя редкая, но) морякам почти всегда свойственная.

Кук, Бугенвиль, Нельсон не сделались бы никогда оными, каковыми явились в своем отечестве, если бы выбирали людей по одному только рождению.

Мне советовали принять несколько и иностранных матросов, но я. зная преимущественные свойства российских, коих даже и английским предпочитаю, совету сему последовать не согласен.

Мореходец должен поставить законом, чтобы сколько возможно не приближаться к путевым линиям своих предшественников и изведать со строгою точностью места, в коих новейшие мореплаватели видели признаки земли близкой. Я старался следовать сему правилу, сколько позволяли обстоятельства.

Мореходу воображение, как сноровка нужна.

Надеюсь на море. (Девиз И.Крузенштерна).

Не одно только человеколюбие налагает заботливое внимание к нуждам матросов, но и сам долг службы этого требует.

Капитана и офицеров которые, навещая его («посещая его болезненный одр»), утешают и заботятся, – чтобы помочь ему.

От снисходительного обращения дисциплина никогда не нарушится. Это относится в особенности к русским матросам, имеющим все качества, отличающие хороших моряков.

Познание течения моря столь важно для мореплавания, что мореходец должен поставить себе обязанностью производить над оными наблюдения во всякое время со всевозможной точностью.

Ревность и любовь к наукам столь велики и столь всеобщи, что не будет недостатка в желающих, что найдутся люди, которые охотно оставят надежду на большое жалование или пенсию, если только будут иметь счастие, что их употребят в экспедиции.

Худо пишут моряки, зато искренне. (Эпиграф И.Ф.Крузенштерна к его книге «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг.» на кораблях «Надежда» и «Нева». Стоял на титульном листе первого издания книги.)

Головнин Василий Михайлович 1776–1831

Капитан-командора (1821). Участник русско-шведской войны (1788–1790). Руководитель двух кругосветных экспедиций. Написал 205 томов книг по географии и морскому делу, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1818).

В грубых ошибках по службе молодость извинить не может: для неопытных офицеров книги есть; надобно только иметь охоту ими пользоваться.

Даже купеческих кораблей чиновники за стыд и бесчестие почитают при кораблекрушениях оставлять свои суда, доколе не принудят их к тому совершенная невозможность оставаться на них… а военные офицеры еще более должны дорожить своей честью: им некогда не надобно забывать, что в опасных случаях на море стихии представляют неприятеля, а корабль-крепость в осаде.

Действуя, нельзя исходить только из нынешнего положения вещей, как нельзя вечером не думать о том, что неизбежно придет утро.

Ежели мореходец, находясь на службе, претерпевает кораблекрушение и погибает, то он умирает за Отечество, обороняясь до конца против стихий, и имеет полное право наравне с убиенными воинами на соболезнование и почтение его памяти от соотчичей…

Если бы совершенному мореплавателю удалось совершить открытие, которые сделали Беринг и Чириков, то по всем островам и даже по каменьям рассадил бы он всех министров и всю знать и комплименты свои обнародовал бы всему свету.

Если бы хитрое и вероломное начальство, пользуясь невниманием к благу Отечества и слабостью правительства хотело, по внушениям и домогательству внешних врагов России, для собственной своей корысти, довести разными путями и средствами флот наш до возможного ничтожества, то и тогда не могло бы оно поставить его в положение более презрительное и более бессильное, в каком он ныне находится.

Здравый рассудок, справедливость и польза географии требуют, чтобы населенные части земного шара назывались так, как они жителями своими именуются.

Из всех занятий, коим посвящает себя человек для общественного блага, морская служба есть занятие самое тягостное, самое несносное и самое опасное.

Кто из мореходов может сказать, что за успехи, увенчавшие его меры и предприятия, он обязан единственно своему искусству и благоразумию, и что счастье не имело в них никакой доли?

Лучше никакого флота, чем плохой флот.

Моряки пишут плохо, но чистосердечно, живут одиноко, но чувствуют остро, избалованы и потому больше других стесняются женщин!

Моряков создают дальние плавания.

Не было ни одного кораблекрушения, какими бы ужасными обстоятельствами это ни сопровождалось которое не свидетельствовало бы что самое вернейшее средство к спасению есть порядок и подчиненность капитану.

Не зная языков, путешественник и глух и почти слеп.

Нет плавания успешнее и покойнее, как с пассатными ветрами, но зато нет ничего и скучнее. Единообразие ненавистно человеку, ему нужны перемены; природа его того требует. Всегдашний умеренный ветер, ясная пагода и спокойствие моря хотя делают плавание безопасным и приятным, но беспрестанное повторение того же в продолжение многих недель наскучит. Один хороший ясный день после нескольких пасмурных и тихий ветер после бури доставляют во сто раз более удовольствия, нежели несколько дней беспрерывно продолжающейся хорошей погоды.

Ничто так не нужно морскому офицеру в чужом порте, как знание иностранных языков.

О вас будут судить не по благам и другим пустякам, а по тому, что мы на другом конце света сделаем хорошего или плохого.

Обширный ум и необыкновенные дарования достаются в удел всем смертным, где бы они ни родились, и если бы возможно было несколько сот детей из различных частей земного шара собрать вместе и воспитать по нашим правилам, то, может быть, из числа их с курчавыми волосами и черными лицами более вышло бы великих людей, нежели из родившихся от европейцев.

Один всю жизнь свою проводит среди опасностей на море и в глубокой старости покойно умирает на берегу; другой страшится лужи, но приезжает на корабль попировать, и погибает на нем.

Самый искусный мореход в свете будет бесполезен на корабле, экипаж которого его не понимает.

Стыдно и непростительно для сбережения нескольких червонцев подвергать опасности корабль и экипаж.

Чтобы склонить свободных людей на отречение от многих лучших удовольствий жизни и вместо оных заставить их подвергнуть себя великим беспокойствам, трудам и опасностям, то надобно предоставить им важные существенные выгоды. Выгоды сии могут состоять или в деньгах, или в славе и почестях; но, первыми можно прельстить корыстолюбивую сволочь, от которой никаких великих подвигов ожидать нельзя; одно лишь честолюбие может подвигнуть людей, способных к славным делам, на пожертвование всем и вступление на столь опасное поприще.

Я всегда думаю, что отечество наше не бедно людьми воли, ума и чувства общественного долга… Морская служба – скажу прямо – занятие тягостное, несносное, опасное.

Якорь тогда держит, когда он чисто положен и не запутан канатом; впрочем, он бесполезен и более ничего, как должная обманчивая надежда, готовая всегда изменить.

Беллинсгаузен Фаддей Фаддеевич 1778–1852

Адмирал (1843). Участник первого кругосветного плавании русских судов на шлюпе «Надежда» под командой Ивана Крузенштерна. В 1819–1821 годах был начальником кругосветной антарктической экспедиции. Первооткрыватель материка Антарктида и 29 островов. Участвовал в Русско-турецкой войне 1828–1829 годов. С 1839 году до смерти военный генерал-губернатором Кронштадта.

Вы пройдете обширные моря, множество островов, различные земли; разнообразность природы в различных местах, натурально, обратит на себя любопытство ваше. Старайтесь записывать все, дабы сообщить будущим читателям путешествия вашего. (Из инструкции Морского министра для первой русской Антарктической экспедиции I8I9-I82I гг. во главе с Беллинсгаузеном и Лазаревым).

Сочинить карту можно в Департаменте, но утверждать, доказать верность оной, не иначе как можно только опытами.

Я родился среди моря; как рыба не может жить без воды, так и я не могу жить без моря.

Сарычев Гавриил Андреевич 1783–1831

Адмирал (1829). Полярный исследователь, гидрограф, государственный деятель. Участвовал в русско-турецкой войне 1806–1812 годов, приняв командование эскадрой. Первый русский прозаик-маринист. Основоположник полярной археологии.

…Не оставлять без замечания ничего, что случится вам увидеть где-нибудь нового, полезного или любопытного, не только относящегося к морскому искусству, но и вообще служащего к распространению познаний человеческих во всех частях.

Коцебу Отто Евстафьевич 1787–1846

Капитан 1 ранга (1829). Совершил первого кругосветного плавания (1803–1806 годы) на парусном шлюпе «Надежда» под командованием И. Ф. Крузенштерна. Второй раз (1815–1818) на бриге «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов, залив Коцебу и архипелаг Румянцева. В 1823–1826 годах он совершил на нём своё третье кругосветное путешествие.

Имея хорошее судно и никогда не унывающую команду, можно считать успех плавания уже почти обеспеченным.

Превратности судьбы негде не проявляются с такой, силой, как на море. Совсем недавно мы испытали на себе его парусную ярость, а теперь оно сделалось слишком спокойным.

…Самое затруднительное предприятие, совершаемое с русскими матросами, обращается в удовольствие.

Лазарев Михаил Петрович 1788–1851

Адмирал (1843). Участник Русско-шведской 1808–1809 и Отечественной войны 1812. Наваринского морского сражения 1827. Первооткрыватель Антарктиды и 29 островов. Командующий Черноморским флотом с 1833 года.

Больше пота в учебе – меньше крови на войне!

В такой службе, как морская, не существует мелочей. Самый незначительный недосмотр при случае может повести к потере корабля и гибели сотен товарищей – сослуживцев.

Вот этот сундук сделал три кругосветных плавания, но так сундуком и остался.

Всякое положение человека прежде всего возлагает на него обязанности: с точным, безукоризненным им выполнением связана не только служебная, но и личная честь.

…Гораздо приятнее видеть подвижных и активных офицеров, полных мужества и энергии, нежели сидней философов, которые только что курят трубки с утра до вечера и рассуждают о пустяках, а ни на какое по службе дело не способны.

…Лестная служба их (офицеров) и назначение командирами будет зависеть от того исполнения своих обязанностей, которые… на них возложены.

Мореплаватели не упустят случая во всякое время делать исследования о всем том, что может способствовать вообще успехам науке и в особенности каждой части.

Морское дело наше требует постоянных занятий в оном.

Морской офицер, не зная дела своего во всех подробностях, никуда не годится.

Ознакомить молодых людей с их с важностью подчиненности, которая есть душа воинской службы и которой малейшее нарушение не должно быть оставляемо без замечания.

Окружите человека порядочностью, и он станет порядочным человеком.

Поставить в непременную обязанность каждого флотского офицера иметь при себе копию с такой инструкцией (вахтенным лейтенантам), дабы впоследствии никто незнанием отказываться не мог.

Служба, – дело обыкновенное, и человека, исполняющего только свой долг, не за что награждать.

Службы на хороших судах, где наблюдается строгая дисциплина и порядок, есть верное средство приохотить молодого офицера к своим обязанностям.

Сначала службе, потом себе.

Худо, как вахтенный офицер приказывает что-либо, а сам не знает, как оно делается.

Чтобы хорошо подготовить офицера, нужно сначала «вкус его приучить ко всему лучшему, к строгой дисциплине и деятельной службе».

Эгоизм у иных столько сильно действует, что никакое предложение есть ли только не ими самими выдумано, не приемлется, сколь бы, впрочем, полезно оно не было…

Я никогда ничего в жизнь мою ни y кого для себя не просил, и теперь не стану просить перед смертью.

Бестужев Николай Александрович 1791–1855

Капитан-лейтенант (1824). Участвовал в 1815 году в морском походе в Голландию, в 1817 году – во Францию. Декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник.

В грубых ошибках по службе молодость извинить не может: для неопытных офицеров книги есть; надобно только иметь охоту ими пользоваться.

Вода, стихия, которую человек сумел подчинить своей власти, нося на себе величайшие тягости, представляет удобнейшее средство для сообщения произведений народов и частей света между собой. Реки и моря, обладаемые государствами, составляют их силу и богатство, давая жизнь и движение торговле посредством мореплавания.

Воспитанные в одном месте, как бы дети одной матери, с одинаковыми привычками, одинаковым образом мыслей, общество офицеров морской службы отличается той дружеской связью, тем чистосердечным прямодушием, каких не могут представить другие общества, составленные из людей, с разных сторон пришедших.

…Всякий благородный поступок, каждая высокая мысль, каждое нежное ощущение и все, что выходит из обыкновенного ряда наших обыкновенных действий, есть поэзия. Все, что может трогать сердце, наполнять и возвышать душу, есть поэзия. Любовь, гнев, ненависть суть страсти, и ежели стихи заставляют трепетать ту струну нашего сердца, которую сочинитель намеревается тронуть, в таком случае, каков бы ни был наружный вид стихов, они – поэзия.

Дружеские связи крепче между моряками, потому что у них дружба приобретается в самой юности. Обманываются те, которые думают найти друзей в зрелых летах. Юноши, как воск, удобно принимают впечатления, и склонности одного врезываются в другом; время утверждает мягкий состав души, и форму, образованную давним дружеством, не придется новое.

Душа человека всегда жаждет неизвестного, мысль наша всегда стремится вдаль; ненасытная, летит воображением в страны далекие, и что может быть приятнее, когда мореходец, удовлетворяя потребности души своей, несется по беспредельным морям… Настают ли бури, подымаются ли противные ветры, его наслаждение увеличивается гордостью от победы над стихиями. Не так ли обладание любимым предметом становится дороже от препятствий?

Есть какое-то тайное сочувствие природы с сердцем человека: чего он не боится, то уже ему нравится; есть в душе струны, которые по своенравию или по потребности, как на эоловой арфе, отдаются приятно при реве бурь и ветров, – и сколько ни грозят человеку гибелью бездны морей, – он только приобретает новую Решительность, новые силы презирать опасность…

Жизнь человеческая исполнена сама по себе опасностей; военная служба умножает их; но опасности сухопутной службы ограничиваются одними ужасами войны; в морской же, напротив, сверх военных случаев, человек подвергается часто большей погибели от стихий, устроенных природою на благо и пользу его, нежели в самых жестоких сражениях.

Какое обновленное ощущение несет каждый из нас после долгоплавания в своё отечество!

Науки ученому делают честь, а просвещенный делает честь наукам.

Посредством мореплавания повсюду настлан широкий мост благодетельному просвещению, нет более препон для сообщений к пользе человека.

Сама природа влагает в нас понятие о свободе, и это понятие, этот слух сердца так верны, что как бы ни заглушали их, они отзовутся при первом же воззвании. В чем же другом заключается поэзия, как не в пробуждении отголоска на песни ее в нашем сердце?

С самой юности мореходец вменяет в ничто ужасы природы, и силою привычки он так же беззаветно пускается в море, как вы ложитесь в вашу постель.

Севастополь пал, но пал с такой славой, что каждый русский, а в особенности каждый моряк, должен гордится таким падением, которое стоит блестящих побед.

Сердце человека есть хранилище воспоминаний – перебирать их значит анатомировать сердце и пересматривать живые, но живые в больном теле и возбуждать страдания тем тягчайшие, чем чувствительнее и чем нежнее сердце, наболевшее от нещастий.

Сколько новых истин открывается, какие наблюдения пополняют познания наши о человеке и природе с открытием земель и людей Нового света! Не высока ли степень назначения мореходца, который соединяет рассеянные по всему миру звенья цепи человечества!

Служба наша столько ж имеет перемен, сколь непостоянно море со своими случайностями; оттого-то мореходцы, разлученные со светом, с его обольщениями и веселостями, на краю гибели каждую минуту, отдаленные от смерти одной доской, умеют находить в самих себе источник радостей и привязывается к такой жизни, в которой другие видят одну только скуку.

Лазарев Алексей Петрович 1793–1851

Контр-адмирал (1839). Участник русско-турецких войн 1806–1812 г. и 1828–1829 г. В 1819-23 гг. лейтенантом на шлюпе «Благонамеренный» совершил кругосветное плавание, через Берингов пролив дважды проходил в Чукотское море.

Мореплаватели не упустят случая во всякое время делать исследования о всем том, что может способствовать вообще успехам науке и в особенности каждой части.

Наша служба, сопряженная с такими трудами и опасностями, имеет перед собой приятности… Люди, видящие перед собой одни необозримые пространства воды и неба, отделенные многими тысячами верст от любезного Отечества и только одной доской от бездны, в сем скучном существовании умеют находить удовольствие. Удовольствия сии тем для них драгоценнее, что встречаются не столько часто как на сухом пути посреди всегдашнего шума, и оные вовсе неизвестны тому, кто не был мореходом… Трудно выразить удовольствие, какое мы чувствуем при сем случае (имеется в виду традиция морского праздника при пересечении экватора), быть надолго удалены от Отечества, плывя в страны дивные, не видя в продолжении уже двух месяцев. берега и находясь от ближайших островов в расстоянии пятисот миль.

Не нося на своей совести упрека за какие-либо притеснения и кровопролития странах Нового Света, мы бываем везде принимаемые с особенной приязнью, какой никто из других наций не пользуется.

Врангель Фердинанд Петрович 1797–1870

Адмирал (1856). Совершил три кругосветных плавания. Полярный исследователь. В 1855–1857 годах является управляющим Морским министерством.

Бороться со стихиями, одолевать препятствия, сдружаться с трудностями – всё это так свойственно моряку, что ему иногда скучно без них. Он встречает налёт шквала с радостью, приветствует бурю в затропических морях не без некоторого удовольствия и, уверенный в своём искусстве, в ловкости неутомимых опытных матросов своих, в крепости корабля и благонадёжно всего вооружения, он не страшится грозных сил, так часто испытывающих его терпение и хладнокровие.

Литке Фёдор Петрович 1797–1882

Адмирал (1855). Участник двух кругосветных плаваний географ, исследователь Арктики, президент Академии Наук в 1864–1882.

В морских делах не следует жертвовать удобствами, даже малейшими, для красы.

Друзья, вселенная красна; но, если мы рассудим строго, найдем, что мало в ней вина, зато уж слишком много!

Есть мореходы, которые по необыкновенному ли вкусу или по желанию отличиться чем-нибудь необыкновенным ставят морскую жизнь несравненно выше береговой во всех отношениях, которые оставив корабль свой, страдают береговой болезнью. Я довольно ходил по морю, чтобы иметь право, вопреки этим моим собратьям, сказать, что всегдашняя монотонность корабельной жизни ужасна, наконец, надоедает…

…Каждый пеленг приносит пользу науке. Всякий раз помаленьку и накопится верная масса сведений.

Мореходы часто, говорят весьма различно о странах, ими посещаемых. Одну и ту же землю один описывает плодоносной, другой бесплодной, один богатой, другой бедной, это зависит как от обстоятельств, в коих мореходы пристают к какой-либо земле… как и от того, что мореходы их из страны в страну, климата в климат бывают чрезвычайно быстры…

Морская служба не позволяет ни на мгновение забыть о своем долге – иначе немедленно следует возмездие.

Проводя всю жизнь как бы под опекой, матрос и в старости остается похожим на ребенка, сохраняя все легкомыслие, всю беззаботность этого (детского) возраста, думая о завтрашнем дне, привязываясь как к родному отцу, к своему капитану и полностью доверяя ему, если тот по-отечески заботится о его нуждах.

Работа годографа есть вообще работа неблагодарная. Взглянув на лист бумаги, покрытый извилистыми чертами, изображающими берега, испещренный точками, которые представляют мели и каменья, всякий ли догадается, что нанесение так или иначе этих черт и крестиков стоило сочинителю нескольких недель, может быть месяцев, самых утомительных изысканий и соображений.

Русский матрос – клад, чудо. Надо только с ним обходиться по-человечески и обязательно учить.

Сличение многих противоположных показаний как между собой, так и с обстоятельствами, под влиянием которых были они записаны, необходимо, чтобы обосновать мысли и получить понятие, сколько-нибудь справедливое, о странах и народах отдаленных.

Уже один вид земли оказывает поистине магическое действие на моряка, а возможность ступить на нее после долгого плавания превосходит в его глазах все удовольствия в мире.

Человек – не земноводное существо… Есть моряки, уверяющие, что они чувствуют себя хорошо только на борту (своего) корабля утверждающие, что никакая кровать не может сравниться с подвеской корабельной койкой, что лучше в мире повара – это морские коки, что только морской воздух годен для дыхания, и что они страдают на земле от «земной болезни», как многие другие люди мучаются в море от морской… Я не верю этим морякам, ибо все эти чувства противоестественны.

Я знаю только один способ избавиться от морской болезни – это попросить (заставить) высадить себя на берег.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]