Цитаты о церквях и храмах (150 цитат)
Хоть мы живем и в материальном мире, но человеческое сознание стремится к чему-то более высокому. Многим хочется верить, что существует другая реальность и духовный мир, поэтому в мире существует великое множество религий. А каждая религия стремится разжиться собственными церквями и храмами, и благодаря пожертвованиям верующих это удается. В данной подборке собраны цитаты о церквях и храмах.
Основная задача всех церквей была одна и та же: внушать бедным холопам, что для них — нет счастья на земле, оно уготовано для них на небесах, и что каторжный труд на чужого дядю — дело богоугодное.
Наш брак основан на лжи, но также на лжи основаны другие прекрасные вещи как религия и история Америки.
Вся история церкви — смесь заблуждения и насилия.
Наш брак основан на лжи, но также на лжи основаны другие прекрасные вещи как религия и история Америки.
Церковь тем постоянно и держится, что она — враг прогресса и ставит рогатки на его пути. Но как только прогресс побеждает, она спешит причислить это к своим заслугам. Все, что церковь проклинает, — живет, все, чему она противится, — расцветает.
Если люди хороши только из-за боязни наказания и желания награды, то мы действительно жалкие создания.
Цивилизация не достигнет своего совершенства до тех пор, пока последний камень последней церкви не упадет на голову последнего священника.
Я думаю, большинство людей верят в Бога на всякий случай.
Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
— Мы не уверены точно, что это был припадок. Он же всегда так делает: поёт песни и исцеляет людей. — Как интересно. Религиозное поведение так похоже на безумие, что мы не можем их отличить.
Церковь – единственный бизнес, который в плохие времена переживает пик конъюнктуры.
Библия — важнейшее литературное произведение, но когда люди умирают за слова, написанные на бумаге, — это странно и опасно!
Самую мелкую услугу можно получить только за деньги, церковь ничего не делает даром.
— Вера — это не болезнь. — Нет, конечно. С другой стороны, она распространяется и убивает кучу людей.
Меня всегда удивляло, что женщинам разрешают входить в церковь. О чем они могут говорить с Богом?
Католики, одним из которых я был, пока не достиг сознательного возраста, и прочие христиане — против абортов. Ещё они против однополых связей. Ну и что это за херня? Оставьте гомосексуалов в покое, у них-то гарантированно никогда не будет ни одного аборта! Вот и попробуйте найти в религии хоть каплю логики.
Если бы не Церковь, никто бы не знал про евреев.
Держите свою религию при себе.
Церковь – скорее лечебница для грешников, чем музей святых.
Если единственное, что удерживает человека в рамках приличия — это ожидание божественной награды, тогда этот человек кусок дерьма.
Церковь, насколько она есть видимое учреждение, есть также форма общего духа, который действует на частный дух, как высшее законодательство и высшее требование.
Представьте, что нет рая. Это просто, попробуйте! Под нами нет ада, Над нами только небо.
Америка стала такой возбужденной и нервной, что уже многие годы я не видел прихожанина, который спит в церкви.
Я впечатлен, насколько продвинутой стала ваша группа — вы уже не боитесь плыть в открытое море без страха упасть за край Земли.
Даже видимая Церковь видима только верующим, ибо для неверующего таинство есть только обряд, и Церковь только общество.
— Я отпускаю грехи только католикам. — Ясно. А как к вам поступить? Поколотить протестанта?
Когда Церкви не удалось убедить людей делать то, чему она учит, она стала учить тому, что делают люди.
Когда дело идет о вопросах религии, люди берут на себя грех изворотливой неискренности и интеллектуальной некорректности.
И в настоящее время Церковь есть царствие Христово и царствие небесное.
Я вот думал, почему люди, старея, всё активнее читают Библию. И тут меня осенило: они ведь готовятся к выпускному экзамену.
Церковь состоит из национальных церквей, так же как человечество из наций.
Все, что я вижу пришло в упадок: религия — модная замена вере, искусство — болезнь, любовь — иллюзия.
Церковь, это своего рода государство, но особенно лживое.
В одном из своих эссе я написал, что Христос был знаменит в первую очередь из-за того, что его убили. У каждой религии есть свой Иисус, которого убивают. Всё это происходит из-за того, что людям надо во что-то верить, потому что они не верят в себя.
Послушание без веры церковь предпочитает вере без послушания.
Я считаю, что действительно настоящая религия — это Доброе Сердце.
Обряд – религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни.
Журналист: «Какое это чувство — знать, что у террористов 11 сентября была та же религия, что и у Вас?». Мохаммед Али: «Какое это чувство — знать, что у Гитлера была та же религия, что и у Вас?»
Человека можно заставить (деньгами или угрозой) ходить в церковь — но не более того.
И если ты услышишь, что кто-то прикрывает свою ненависть религией, не слушай их. Потому что ненависть не идет от религии, она исходит от страха.
Церковь вечно должна созидаться, ибо вечно гниет изнутри и терпит нападки извне.
Религия заключается в добре, а не в жалкой теологической болтовне.
Личность — тайна одного, брак — тайна двух, церковное общество — тайна трех.
He все святые, кто ходит в церковь.
Разве Церковь — в стенах? Церковь — во множестве верующих.
Когда я делаю добро, я чувствую себя хорошо. Когда я поступаю плохо, я чувствую себя плохо. Вот моя религия.
Церковь — место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет.
Некоторые лингвисты-антропологи считают, что религия – это языковой вирус, который переписывает нервные окончания в мозгу, притупляет критическое мышление.
Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили! Чем же еще являются эти церкви, если не могилами и надгробиями Бога?
Музыка — это моя религия.
Власть церквей обусловлена языком, который они сумели сохранить.
Религия — это симптом иррациональной веры и беспочвенной надежды.
Я ничего не имею против церкви — пока она не вмешивается в дела Всевышнего.
Убить большое количество людей просто потому, что они не выглядят как вы, не говорят как вы, и у них нет таких же шляп как у вас. Вы когда-нибудь замечали, что каждый раз, как вы видите две группы людей, которые серьёзно ненавидят друг друга, велики шансы, что они носят разные шляпы.
Если бы освобождение крестьян зависело исключительно от церкви, то крепостное право существовало бы, вероятно, и доныне.
Все становятся религиозными, когда садятся в самолет.
Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.
Сколько людей не ходило бы в церковь, если бы их видел там один только Бог!
Если бы в одно прекрасное утро мы обнаружили, что отныне все люди — одной нации, одной веры и одной расы, то еще до обеда мы бы изобрели новые предубеждения.
Церковь, связывая, дарует свободу.
Извините, но если я захочу петь про Господа, я пойду в церковь. Причина того, почему я не хожу в церковь, в том, что большинство церквей не особенно задумывается о людях с нетрадиционной ориентацией. Или о женщинах. Или о науке.
Для государства высший закон — благо народа, для Церкви — спасение душ.
Человек — религиозное животное; единственное животное, которое любит ближнего своего, как самого себя, и перерезает ему глотку, если расходится с ним в богословских вопросах.
Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живет.
Люди, уверяющие, что мораль и религия не нужны лишь потому, что встречаются плохие люди среди верующих, подобны людям, готовым запретить электричество, потому что кого-то может убить током.
Мы должны всегда быть готовы верить: то, что видится мне белым, — черно, если иерархическая Церковь определяет так.
Доброжелательность ко всем существам — вот истинная религиозность.
Каждая церковь должна быть Церковью Всех Святых.
Я всегда буду любить Россию и надеяться, что русская молодёжь не допустит саморазрушения от токсичного микса национализма и религиозного фанатизма.
Христианская церковь есть общество грешников. Это единственное общество, вступить в которое могут лишь недостойные.
Церковь — это единственная диктатура, которая выстояла века.
Люди приходят в церковь не для того, чтобы найти там Бога, а чтобы поделиться Богом друг с другом.
Современная религия является отражением современной мифологии. Странно, что находятся люди, которые до сих пор воспринимают Библию буквально.
История русской церкви есть только сокращенное повторение истории церкви византийской.
Так низость голую я прикрываю лохмотьями священных ветхих текстов и, сердцем дьявол, выгляжу святым.
Как все религиозного типа сообщества, церковь еще на пороге храма требует от верующего полного отказа от самостоятельного мышления.
А я и не говорил, что деньги — это плохо. Я с уважением отношусь к любой религии, какой бы рабской она не была.
Церковь – это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, расхваливают их перед людьми, которые никогда туда не попадут.
Насмехаться над славой, религией, любовью, над всем в мире — это большое утешение для тех, кто не знает что делать.
В сравнении с церковью все властители выглядят мелкими дилетантами.
Я за прекращение любой атеистической пропаганды — если прекратится религиозная.
Не то плохо, что в церкви полно пустых скамеек, а то, что скамейки заполнены пустыми людьми.
Однажды я встретил священника-иезуита, и сказал: «Какая самая короткая молитва в мире?» И он сказал: «Хер с ним».
Силу своих религиозных чувств лучше всего узнаешь, когда священник подходит к тебе с тарелкой для пожертвований, а у тебя только пятидолларовые банкноты.
— Жак, как вы относитесь к христианству? — Это замечательная идея! Когда они собираются воплотить ее в жизнь?
Невежество — первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко его ценит.
Что можно сказать о жизни, когда люди собираются выслушивать небылицы, идущие вразрез со всеми законами Вселенной, чтобы просто спокойно прожить день?
Он был верующим в том смысле, что церковь, которую он не посещал, была католической.
Говорят, что каждый десятый — гей. И если это правда, то один из двенадцати апостолов мог быть геем. Мой вариант — Симон, потому что это имя — самое гейское.
А что, если церкви — это усыпальницы не только для мертвых, но и для живых?
У Бога нет религии.
Церкви нужны не реформаторы, а святые.
Если стремишься к душевному покою и удовольствию, тогда веруй; если стремишься знать правду, тогда исследуй.
Нет спасения вне церкви.
Все умные люди исповедуют одну и ту же религию. Какую? Умные люди никогда об этом не говорят.
Есть две вещи, которых мужчине постичь не дано: это тайна Творения и шляпка его жены.
Онтологическое вранье о свете в конце тоннеля – вот что продают священники. И психиатры.
Бог стучится в сердце, а дьявол — в голову.
Есть ли религия, не приправляющая веру виной, как обжора – пищу специями? Я таких не знаю.
Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?
Религия — величайший обман человечества.
В гости к Богу не бывает опозданий.
Удивительно, как охотно люди сражаются за религию и как неохотно живут по её предписаниям.
Я бы сошел с ума от несправедливости этого мира, если бы не знал, что последнее слово останется за Господом Богом.
Ад, должно быть, клевое место, раз малые, что придумали религию, так хотели, чтобы туда, кроме них, никто не попал.
Не продавай душу дьяволу — Бог даст за нее больше.
Религия не опиум для народа. Религия — плацебо для народа.
Всевышний отвечает тремя способами. Говорит «да» и дает, что ты хотел. Говорит «нет» и дает то, что лучше. Говорит «потерпи» и дает самое лучшее.
Да, я пошел против Папы Римского. Это случилось потому, что я приехал в Ватикан и увидел крыши из золота. А потом услышал, как Папа говорит о том, что Церковь беспокоится о бедных детях… Но, черт возьми, продай крышу, сделай хоть что-нибудь!
Ты открой своё Сердце для Бога. Веру, в Душу свою ты впусти.. и бывает Сурова дорога, Но Всевышний, поможет пройти…
Христос мне, в общем, нравится, но вся остальная муть в Библии — не особенно.
Когда ты начинаешь менять музыку на деньги, Господь покидает комнату.
Он любит воображаемое существо, неспособное на взаимность. Как миллионы тех, кто ходит в церковь.
Бог нас никогда не оставляет, Его оставляем мы.
Все религии были придуманы людьми.
Для кого-то Бог на небе, а для кого-то в собственном сердце. И этот Бог в сердце не даёт опуститься ниже определенного человеческого уровня… Он не позволит ударить ногой собаку, обидеть старика, плохо относиться к родителям.
Одним религия лечит душу, другим – серьёзно калечит голову.
Разум мой не силён и не слишком глубок, Чтобы замыслов божьих распутать клубок. Я молюсь и Аллаха понять не пытаюсь — Сущность бога способен понять только бог.
Веришь ты в Бога или нет, мама не может умереть совсем, её бессмертие здесь, в сердце ребенка, которого она любила.
Отходя от Бога, человек испытывает адскую муку.
Когда религия строится вокруг денег, у нее нет ничего общего с духовностью.
Этот мастер всевышний — большой верхогляд: Он недолго мудрит, лепит нас наугад. Если мы хороши — он нас бьет и ломает, Если плохи — опять же не он виноват!
К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники.
Не находишь оправдания другим, но находишь себе самому? Тогда пройдет совсем немного времени, и Христос не найдет оправдания для тебя.
И по старой привычке он возблагодарил бога за то, что перестал в него верить.
Стоит повернуться к дьяволу спиной, и увидишь путь к Богу…
Бойтесь людей, чей Бог на небе.
Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию.
Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого.
Я долго искал Бога у христиан, но Его не было на кресте. Я побывал в индуистском храме и древнем буддийском монастыре, Но и там не нашел я даже следов Его. Я отправился к Каабе, но Бога не было и там. Тогда я заглянул в свое сердце. И только там узрел Бога, Которого не было больше нигде…
Религия только одна, но в сотне обличий.
После Бога мы в первую очередь в долгу перед женщиной: сперва она дарует нам жизнь, а потом придает этой жизни смысл.
В городах стоят храмы, наполненные золотом и серебром, не нужным богу, а на папертях храмов дрожат нищие, тщетно ожидая, когда им сунут в руку маленькую медную монету.
Я верю в Бога и считаю, что он есть в каждом человеке.
– Ты не мог выключить сотовый в церкви? – Может, это Бог?
Согрешив, ни к чему себя адом стращать! Стать безгрешным не надо себе обещать! Для чего милосердному Богу безгрешник! Грешник нужен Всевышнему, чтобы прощать!
Дьявол оказал церкви такие услуги, что меня поражает, как его до сих не канонизировали.
Отчего Всемогущий Творец наших тел Даровать нам бессмертия не захотел? Если мы совершенны — зачем умираем? Если несовершенны — то кто бракодел?
Церковь. Все это слово есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими.
Я не молился Богу. Я не молился Ему тридцать семь лет, почти не вспоминал Его. Я Его отверг. Я сам был бог, богочеловек. Сейчас я постиг малую толику своего заблуждения.
Когда у какой-либо одной религии возникает претензия заставить все человечество принять ее доктрину, она становится тиранией.
Мир полон звуков! Звуки — все мы сами! и только Бог тихонько ходит между нами.
А обедня — это то же, что и обед?
Бог дает человеку не то,что он хочет,а то,что ему надо. Поэтому не спрашивайте»За что»,а подумайте»Для чего».
Я думаю, что вечер мы можем закончить разговором о человеческой душе. Все крупнейшие религии учат нас, что после окончания жизни душа не погибает. Так что же значит умереть?
Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд.
Регулярное посещение церкви так же не способно сделать человека христианином, как регулярное посещение гаража не способно сделать человека шофёром.
Жизнь это трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог.
Здание клуба атеистов и церковь стоят по соседству, как сказать: хотите верьте, хотите нет.
Мы — послушные куклы в руках у Творца! Это сказано мною не ради словца. Нас по сцене Всевышний на ниточках водит И пихает в сундук, доводя до конца.
ХРАМ
Всякая тварь – и безмолвная, и вещающая, и надмирная, и земная – славит Создавшего. А жалкие люди, оставив дома и стекшись в храмы, чтобы получить там некоторую пользу, не преклоняют слуха к словам Божиим, не приходят в сознание своей природы. Не скорбят о том, что ими обладает грех, не скорбят, приводя на память себе свои грехи, не трепещут суда, но с улыбкой простирая друг к другу руки, дом молитвы делают местом длинных бесед, не внимая псалму, который свидетельствует, что в храме Божием всякий возносит славу (Пс. 28, 9). Святитель Василий Великий (4, 212).
Источник.
Старайся не о том только, чтобы приходить в церковь, но чтобы уходить домой, получив какое-нибудь врачевство против своих страстей, чтобы если не от нас, то от Писания заимствовать нужные врачевства (43, 269).
Размысли, сколь великое дело – выйти из церкви, научившись пренебрегать всем человеческим, попирать скорби и становиться выше удовольствий, не превозноситься последними и не изнуряться первыми. Святитель Иоанн Златоуст (39, 562).
Источник.
Храм является образом Гроба Господня… и более чем образом… ибо и он имеет место, где лежит Тело Владыки во внутреннем помещении за завесой, где находится священная Трапеза. Так что тот, кто внутренне прибегает к этому воистину Божественному и вмещающему Бога гробу и пребывает до конца, сосредоточивая и простирая к Богу мысли, не только познает здесь, богодухновенные слова Писания… возвещающие о Божестве и человечестве воплотившегося ради нас Бога Слова, но и ясно зрит мысленными очами Самого Господа. Скажу даже – и телесными очами, ибо с верой взирающий на таинственную Трапезу,и на почивающий на ней Хлеб Жизни видит Самое… Слово Божие, Которое стало Плотию и обитало среди нас. И если сделает себя достойным, чтобы Оно обитало в нем, то не только увидит, но и сделается причастником Его и будет иметь Его обитающим в себе… удостаиваясь видеть и насладиться тем, во что, по выражению апостола, желают проникнуть Ангелы. Через созерцание его и причастие весь (человек) становится благовидным. Святитель Григорий Палама (65, 212).
По выходе из церкви не рассеивайтесь умом по суетным и бесполезным вещам, чтобы диавол, придя и найдя вас занятыми такой суетой, не похитил тотчас из сердец ваших память о слышанных вами в церкви полезных для души словах… и вы опять не остались пустыми от спасительного учения. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 192).
Об изгнании из храма торгующих говорит и Иоанн, только говорит в начале Евангелия, а Матфей в конце. Поэтому вероятно, что это случилось два раза, и притом в разное время, как видно и из обстоятельств времени, и из ответа иудеев Иисусу. У Иоанна говорится, что это случилось в самый праздник Пасхи, а у Матфея – задолго до Пасхи. Там говорят иудеи: «Каким знамением докажешь ты нам..?» (Ин. 2, 18), а здесь молчат, хотя Христос и укорил их, молчат потому, что все уже дивились Ему. Тем большего обвинения достойны иудеи, что Христос не один раз делал это, а они все еще не переставали торговать в храме и назвали Христа противником Божиим, тогда как и отсюда должны были видеть честь, воздаваемую Им Отцу, и собственное Его могущество. Святитель Иоанн Златоуст (116, 358).
Источник.
Божий храм есть место благодатного Божия присутствия, спокойствие и радость совести, тихое пристанище волнующихся в океане мира сего. Сюда прибегает обиженный и жалобу свою возносит к Господу. На этом месте является обремененный грехами и получает скорое облегчение. К этой Священной Трапезе прибегает тот, кто восходит к Будущей Жизни и желает насыщаться бессмертной Трапезой на Небе. «Один день во дворах Твоих лучше тысячи» (Пс. 83, 11).
В этих священных храмах Бог уготовал нам различные отрады к совершению духовных дел. В них мы приносим Вышнему свои молитвы и возвращаем Ему свои сердца такими, как они Им созданы. И потому дом этот называется «домом молитвы» (Мф. 21, 13). В них открываем душевные раны свои Врачу душ и телес и исцеляемся Его благодатью; и потому храм называется духовной врачебницей. В них совершаем духовный пир таинственного Причащения и утоляем тот голод души, который несравненно опаснее телесного; и потому жертвенник нашего приношения называется трапезой Господней. В них успокаиваем дух, утомленный суетой мира сего, когда, войдя, слышим утешительное приветствие Отца Небесного: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11, 28).
…Но кому приходить в такое место и с какими мыслями, о том спросим блаженного Давида или самого Бога: «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем?» Он отвечает нам через своего пророка: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду» (Пс. 14, 1–2). То есть который Чистейшему Богу служит чистотой духа и нарушить правду, даже в чем-нибудь малейшем, считает за великое преступление и отягощение своей совести. Такой достойно входит в дом Господень; и в то самое время, когда ему отворяются церковные двери на земле, ему открываются райские врата на Небе. Ибо он, входя телом в вещественный Храм, мыслью проходит Небеса и дерзновенно приступает к престолу Благодати. Дерзновенно, говорю, ибо нет препятствия для его соединения с Богом. Бог – Пресвятой, а он живет непорочно. Бог – сама правда, а он делает правду. Но когда совесть наша укоряет нас, когда обиженные нами проливают перед Богом целые источники слез, когда за большее почитаем прибыль и угождение людям, чем хранение правды, то как дерзнем войти в это священное место и приступить к трапезе, на которой совершается мирная жертва и при которой молимся о мире всего мира? Какими очами воззрим на общего Владыку, Который освятил нас Кровию Своею, чтобы, освободившись от грехов, мы жили правдою?
…Кто прибегает во храм, тот, хотя бы и был порочен, имеет благую надежду со временем прийти к исправлению. Но удаляющийся усиливает свою болезнь, и наконец приходит во глубину зол, и не заботится об этом. Но что прямо препятствует этому? Суетное мудрование и пристрастие к мирским радостям или успехам. Суетное рассуждение, что и без церкви можно молиться. Человек! если в пристани волнение, тем более в море. Если и здесь развлечение мыслей и разные предметы смущают богомыслие, тем более там, где ты предоставлен себе самому. Подлинно, ты можешь везде молиться, но почему удаляешься от того общества, которого имеешь честь быть членом? Докажи, что ты не отторгаешь себя от этого священного Тела, доставь себе утешение и удовольствие собратьям твоим. Таковые извинения – одни отговорки, а прямая причина есть пристрастие к забавам и успехам. Есть ли время идти в церковь, когда гремят зрелища? Есть ли время идти в церковь, когда они развлекают чувства? Есть ли время идти в церковь, когда теряется время для прибылей? О суетные человеческие надежды и лживые предприятия! Созидая дом, помышляй прежде об основании. Все увеселения – вредны, все прибыли – ненадежны, когда они не основаны на добродетели. Стяжи оную прежде, стяжи страх Божий, а потому и увеселения твои будут безгрешны и прибыли благословенны. А без того увеселения затмят разум, отвлекут от долга, истощат имение, введут в мотовство и расстройство, а жажда прибыли поведет путем неправды, вооружит ненавистников, которые незаметно подкопают храм твоего счастья.
…Священные храмы, эти дома молитвы, считайте вашим духовным училищем и школой Иисуса Христа. Ибо как ленивый ученик, избегающий своего учителя, остается в невежестве и заблуждении, так и не имеющий охоты приходить в это духовное училище, пребудет, конечно, в неведении Бога, Его закона и своего спасения. Платон, митрополит Московский (105, 93–98).
Святой евангелист Лука, излагая обстоятельства, предшествовавшие сошествию Святого Духа на апостолов, говорит, что, по Вознесении Господнем на Небо, возвратились они от горы Елеонской в Иерусалим и, «придя, взошли в горницу, где и пребывали… все они единодушно… в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1, 13–14); что, наконец, и «при наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе» (Деян. 2, 1).
Что это за горница, в которой пребывала первоначальная Церковь Христова? И что значит пребывание апостолов и прочих в этой горнице? Был ли это простой дом, в котором живут днем и ночуют? Так думать не позволяет само многолюдие пребывающих в горнице. Двенадцати апостолам. Пресвятой Матери Господней, мироносицам и другим благочестивым женам, прочим ученикам Господним, которых евангелист исчисляет: «человек около ста двадцати» (Деян. 1, 16), – было ли прилично и удобно, было ли возможно поместиться на жительство в одной горнице? Что ж это была за горница? Напоминает мне она упомянутую тем же евангелистом «горницу большую устланную» (Лк. 22, 12), о которой Господь сказал Петру и Иоанну: «Пойдите, приготовьте нам есть пасху» (Лк. 22, 8) и в которой Он установил и в первый раз совершил Таинство Тела и Крови Своей.
Или это одна и та же горница, или, по крайней мере, та и другая одинаковы по назначению и достоинству. Ее назначение было не в том, чтобы в ней дневать и ночевать, обедать и ужинать, сидеть и отдыхать, но в том, что пребывающие в ней «единодушно пребывали в молитве и молении», в ней совершалась Тайная Вечеря Господня; в ней произошло избрание Матфея на священное служение, в ней его причислили к лику апостольскому. Это была горница, которая возвышалась над всем земным и житейским, и благочестивым духом пребывающих в ней касалась небесного и божественного, почему и получила в конце концов то высочайшее преимущество, что в ней торжественно и чудесно явилось Небо и Божество. Дух Святой не только Своим всемогущим дыханием одушевил апостолов и огненными языками просветил их умы, воспламенил их сердца, создал языки для всемирной проповеди спасения, но и само место их пребывания исполнил Своей святыни и благодати: «наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2, 2).
Еще раз спрашиваю: что это за горница? И сказанного мною до сих пор, надеюсь, достаточно, чтобы оправдать окончательный ответ: горница Сионская, апостольская, горница сошествия Святого Духа есть не что иное, как первоначальный образ святого христианского храма; и, наоборот, святой христианский храм есть повторенная, возобновленная, умноженная апостольская горница сошествия Святого Духа.
Правда, мы не слышали здесь «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» (Деян. 2, 2), не видели огненных языков, никто не говорит здесь разными языками многоплеменных народов. Но примите в рассуждение, что и в апостольской горнице, или иначе сказать, в апостольском святом храме, не каждый день слышалось потрясающее дыхание сильного ветра, только однажды явились огненные языки, однако и в другие времена храм этот не был лишен благодати, которой исполнил его Святой Дух. Без первоначального чудесного движения и огненного блистания святые апостолы продолжали преподавать тот дар Святого Духа в тихом возложении рук, которое простирается и до нынешних священноначальственных тайнодействий в наших святилищах. Филарет, митрополит Московский (114, 59–60).
«Дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21, 13). Всем известно, что храм требует благоговения, собранности мыслей, углубленного богомыслия и стояния в присутствии Божием, и, однако же, кто исполняет это? В храм идут с желанием помолиться, постоять в нем немного с теплым усердием, а потом мысли начинают бродить, и в голове происходит торг, еще шумнее того, какой встретил Господь в иерусалимском храме. Отчего так? Оттого, что пребывание в храме есть отражение всей жизни. Как живут, так и несколько поддерживают духовные движения, но потом обычное течение духовного строя берет свое. Потому, если хочешь, чтобы твое пребывание в храме было достойным стоянием перед лицом Господа, подготовляйся к этому обычной жизнью: ходи, насколько можешь, в молитвенном настроении. Этот труд доведет тебя до того, что и в храме все время простоишь благоговейно. Это же благоговение воодушевит тебя на благоговение и в обычной жизни. Так пойдешь все выше и выше. Помоги же Господи, начинай! (107, 228–229).
«Дом Мой есть дом молитвы» (Лк. 19, 46). И точно, только войди в храм, и уж влечет тебя к молитве. Все тут так расположено и так делается, чтобы располагать и содействовать молитве. Поэтому, если хочешь возгреть молитву в своем сердце, чаще ходи в храм Божий. Дома так не помолишься, как в храме. Есть такие, которые и дома тепло молятся, но если дома так, то насколько выше того в храме! Но, бывая в храме, не телом только бывай в нем, а более духом. Встань, где потише, и, видя умом Господа перед собою, изливай перед Ним свою душу. Мечтания разгоняй, забот не допускай и одному делу внимай – делу молитвы. Поднимай тяжелую душу ввысь, и тяжесть ее разбивай созерцанием божественного. Если есть что за тобой, сними с себя покаянием и обетом исправления. Если совесть не сыта, подбавь дел самоотвержения и любви. Стоя в храме, подготавливай себя и на все время, когда будешь вне храма, не отступать от Господа мыслию, а всегда видеть Его пред собою, чтобы не подвиглись стопы твои с правого пути на неправый. От этого, когда придешь в храм, тебе легче будет держать себя в нем, как должно. А от достодолжного пребывания в храме опять легче будет тебе удержать внимание перед Господом, когда будешь вне храма… И так пойдет все выше и выше расти твое пребывание в Господе; а больше этого чего еще желать? Святитель Феофан Затворник (107, 410–411).
Вспомним историю из Божественного Писания о святом ветхозаконном Иакове. Идя от клятвенного колодца в Харран, Иаков нашел место и лег на нем, положив камень под голову. И увидел он во сне Бога и Ангелов, восходящих по лестнице, как повествуется об этом в книге Бытия (22). Восстав от сна, Иаков взял камень, который служил ему возглавием, поставил его столпом, возлил на него елей и дал имя месту тому: «дом Божий» (Быт. 28, 10–22). Источник.
Заметим: он не создал храма, дома Божия, он только поставил лежавший камень столпом; и столп этот не был Домом Божиим, Иаков только дал ему такое название, прозвал его домом Божиим. Может быть, кто-либо подумает: не велико это дело, не большая радость для Бога, не великое приношение Богу поставить один камень. А иной, может быть, и посмеется, смотря на то, что делает Иаков: называет один камень домом Божиим; входа в него нет, дверей и окон нет, а он зовет его домом Божиим. Может быть, кто-либо по человеческому рассуждению вменил бы ни во что это дело Иакова, а для Господа Бога это малое (по нашему мнению) дело было столь великим, столь приятным, что не было забыто и после.
Посмотрим. Работает Иаков в междуречии у Лавана двадцать лет: семь лет за Лию, семь лет за Рахиль и шесть лет за овец. Уже надоела эта работа, желает он возвратиться в отечество свое, к отцу и матери. И явился ему во сне Бог и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник… теперь встань… и возвратись в землю родины твоей и Я буду с тобою» (Быт. 31, 13). Обратим внимание: столь малый дар, один камень, поставленный столпом и названный домом Божиим, Бог не только не забыл, но через столько лет вспоминает о нем, как о чем-то великом, принесенном Ему в дар, и обещает за него в воздаяние Самого Себя: «И Я, – говорит Он, – буду с тобою». То есть как бы говорит: ты, Иаков, принес Мне в дар простой камень, я же возложу на голову твою «венец из чистого золота» (Пс. 20, 4); цари, архиереи и князи произойдут от тебя по Моему повелению. Ты поставил Мне столп малый, Я же Сам буду для тебя крепкой защитой от врага (Пс. 60, 4); ты возлил на столпе немного елея, Я же умащу елеем благословения голову твою – исполню тебя всякими благами; ты назвал малое место Моим домом, Я же умножу дом твой, как звезды небесные и как песок морской. А сверх этого сотворю то, что от твоего племени приму плоть от Пречистой Девы, чтобы спасти мир. Итак, Я буду с тобою.
О неизреченная благость и человеколюбие Божие! О богатство щедрот Его! За столь малый дар от Иакова – за один небольшой и простой камень, названный домом Божиим, сколь великое ему воздаяние, сколь великие дары! Мы же усмотрим отсюда, как приятно Богу созидание святых храмов. Ибо если один камень, поставленный в честь Его Иаковом, был для Него столь приятен, то сколь же приятнее Ему и незабвеннее созидание целого храма, сооруженного из многих камней! Святитель Димитрий Ростовский (103, 940–941).
Источник.
«Сними обувь твою с ног твоих» (Исх. 3, 5), – как пишут учители, – это значит отложить земные попечения. Сними и ты, христианин, обувь с ног твоих, то есть отбрось печаль житейскую, суетные помыслы, когда ты пришел в дом Божий, «ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх. 3, 5). Пахарь, перестань думать о земледелии, выброси из головы твоей сенокос, не броди мыслями по полям, по степям, по лесам, по хуторам, не на то место ты пришел: «место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Купец, не торгуйся здесь, не уговаривайся о цене, не пекись о продаже, выброси из головы твоей лавки, торг, товар; не место купли здесь, здесь ни покупают, ни продают: «место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Воин, не помышляй об оружии, о войне, о победе здесь, не приготовляй к сражению себя, не готовься на корабль; не место брани здесь: «место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (104, 2131–2132).
Источник.
Войдя в храм Господень, осмотрись, кто ты такой и к Кому пришел? Пришел раб к Господу, творение к Творцу и грешник к Праведному Судии. И о том рассуди, зачем ты пришел в храм Божий? Входим в храм Божий или славословить Бога, или благодарить Бога, или просить чего у Бога, или умилостивить Бога за грехи наши. Итак, если ты за тем пришел в дом Божий, чтобы просить прощение за грехи твои, то вспомни все грехи твои, которыми ты от самого малого возраста прогневал Творца своего; посмотри в книгу своей совести, посмотри и рассуди, сколько ты своего Господа огорчил. А так в себе размышляя, умились сердцем, вознесись умом на Небо, со смиренномудрием повергни себя перед престолом славы, припади к ногам Спасителя твоего, сидящего одесную Отца, лобызай ноги Его, обливай слезами, по подобию евангельской блудницы, отирай омоченные ноги Его своими волосами, воззови к Нему, как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13) (104, 2132–2133).
Источник.
А если входить в дом Божий и, войдя, думать о том, что и на другом месте запрещается, рассуждать о вещах суетных, разговаривать о земном, стоя перед Царем Небесным, оглядывать входящих и выходящих, смотреть только на одну церемонию, замечать, как кто стоит, во что одет, то лучше и не входить с таким намерением в святое место. Ибо это неполезно, даже и вредно. «Дом Мой, – говорит Господь, – домом молитвы наречется» (Мк. 11, 17; Лк. 19, 46)… Что бы сделал Христос Господь, если бы застал такое бесчинство в храме новой благодати, где совершаются Его страшные Таинства, если бы увидел смеющихся, и глумящихся, и дом молитвы превращающих в дом торговли? Но видит Он, видит это и ныне. И хотя ныне не изгоняет бичом из Своего храма, но изгонит из Храма вечной Славы и участь их с неверными положит, если не перестанут так делать и не умилостивят Его покаянием. Святитель Тихон Задонский (104, 2133–2134).
Источник.
Кто во время земной жизни будет по возможности часто посещать храм Божий, как бы жить в нем, тот, разлучившись с телом, весьма удобно перейдет для вечного празднования в Небесный Нерукотворный Храм (109, 178).
Источник.
…Придя в Церковь… встань сзади, в скромном углу или за столпом… устреми око ума к сердцу, а телесное око к земле и помолись Богу в сокрушении духа (109, 180).
Источник.
Церковные молитвословия содержат в себе пространное христианское догматическое и нравственное богословие; всегда посещающий церковь и тщательно внимающий ее чтению и песнопению может отчетливо изучить все нужное для православного христианина на поприще веры. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (109, 181–182).
Источник.
Отцы рассказывали об авве Маркелле Фиваидском, со слов ученика его, что, намереваясь идти в воскресенье к службе, он приуготовлял себя и часть Писания выучивал наизусть. А всю службу стоял со слезами. Он говорил, что, когда совершается служба, он видит всю церковь как бы огненной, а когда служба кончается, угасает и огонь. Древний Патерик (72, 404–405).
Священное Писание о Церкви
Образные сравнения (притчи) помогают понять природу Царства Небесного. Каждая притча о Церкви раскрывает какую-нибудь сторону ее жизни, в своей же совокупности они учат об единстве
Церкви: один овечий двор, один виноградник, одна лоза, один Ноев ковчег, одно Тело, одно здание и т.д. Как Бог един, а душа неделима, так и истинная Церковь должна быть единой и неделимой, сохраняя свою сущность на протяжении всего своего существования и не подвергаясь дроблению.
Церковь – зерно
, выросшее над землей в могучее дерево (Мф. 13:31, 32). Здесь показывается внутренняя жизненная сила Царства Божия, как прообраз быстрого роста Церкви. «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян… когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится большим деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» (Мф. 13:31, 32). Проходя стадии своего развития, дерево несколько меняет свой вид, но не сущность. Подобным образом и Церковь на своем историческом пути проходила через разные фазы изменения внешней церковной жизни и богослужебной практики: менялись формы управления поместных церквей, совершенствовались богослужения, появлялись новые благочестивые обычаи, праздники и посты, возникали новые молитвы и церковные мелодии, уточнялась формулировка христианских истин с использованием новых философско-религиозных терминов, но суть учения Христова и сила благодати остались теми же, что и при апостолах.
Церковь – виноградник
: Мф. 20:1–10; Мф. 21:33–46, 1Кор. 3:6–9 (также смотри Песн. 1:5, Ис. 5:1–7, Ис. 27:2, Иер. 12:10). Это образное обозначение Царства Божия возникло еще в Ветхом Завете. Цель виноградника приносить Богу плоды веры и добрых дел. Нужны труженики-виноградари, заботящиеся об умножении плодов в саду, т.е. нужна церковная иерархия, священство. Ветхозаветные виноградари оказались неверными. «Что же сделает с ними господин виноградника? Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим» (Лк. 20:15, 16). Христос заменил ветхозаветное священство новозаветными пастырями и учителями (об этом будет сказано подробнее). Уподобление, близкое предыдущему, Церковь – сад: «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а
все
Бог растящий» (1Кор. 3:6, 7).
Церковь – лоза
. Этим образным сравнением обнаруживается наличие органической связи между Христом и верующими, от Которого они получают духовные силы.
«Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есть лоза, а вы ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви
собирают и бросают в огонь, и они сгорают. Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего не пожелаете, просите, и будет вам. Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками» (Ин. 15:1–8).
Таинственный союз между Христом и верующими осуществляется в Причащении
Его Телом и Кровью. Для того Сын Божий и воплотился, чтобы через Свою Человеческую природу соединить нас с Божественной. О необходимости Причащения Господь подробно разъяснил в Своей беседе о Хлебе Жизни (Иоанн 6-я глава).
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53, 54). Научив Своих учеников необходимости поддерживать единство с Собой, Господь в Великий Четверг, накануне Своих крестных страданий, установил и само таинство Причащения, повелев апостолам: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).
Ап. Павел разъясняет, что Причащение есть реальное соединение с Христом:
«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба… Ибо я от Самого
Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите (ешьте), сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы ядите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней» (1Кор. 10:16, 17, 11:23–27). «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» (Евр. 13:10). Как говорит ап. Петр, через Причащение мы сделались «причастниками Божеского естества» (2Пет. 1:4).
Церковь – Тело Христово
. В Причащении верующие соединяются с Христом, преображаются и становятся членами Тела Христова – Церкви: Еф. 1:10, Еф. 1:22–23, Еф. 3:6, Рим. 12:4–8, Кол. 1:18, Кол. 2:19, Еф. 5:22–33. У каждого верующего, как у члена тела, есть свое назначение (необходимое целому) и свое послушание (все верующие зависят друг от друга и нуждаются во взаимной помощи).
«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и тоже дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли
пророчество,
пророчествуй
по мере веры;
имеешь ли
служение,
пребывай
в служении; учитель ли, – в учении; увещеватель ли, увещевай; раздаешь ли,
раздавай
в простоте; начальник ли,
начальствуй
с усердием; благотворитель ли,
благотвори
с радушием» (Рим. 12:4–8). Уверовавшие из язычников тоже присоединяются к Церкви: «чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования» (Еф. 3:6, смотри также Еф. 5:22–33).
Христос – глава Церкви
: «в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:10). «Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18).
Церковь – овечий двор
: Ин. 10:1–16, Лк. 12:32, 1Пет. 5:1–5. Двор огражден, и Христос оберегает верующих, находящихся внутри ограды, от волка (дьявола и его слуг).
Овцы послушны Ему. Едино стадо и Един Пастырь. «Кто не дверью входит во двор овечий, но перелазит иным способом, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему привратник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есть дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есть пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так
и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:1–16).
Пастыри Церкви (епископы, священники) продолжают дело верховного Пастыреначальника Христа:
«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим,
но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы. Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:1–5).
Церковь – поле
, на котором, кроме пшеницы прорастают и плевелы. Здесь разъясняется, что соблазны в Церкви неизбежны до дня Страшного Суда. Виновник соблазнов – дьявол, но и люди несут часть вины, потому что нерадивы. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф. 13:25–30).
Церковь – здание
(храм или дом). Смотри: Мф. 21:43, Рим. 9:33, Еф. 2:19–22, 1Кор. 3:10, 11, 1Тим. 3:15, 2Тим. 2:19–21. Здесь раскрывается прочность Церкви. У каждого верующего, как части целого, есть свое назначение. Христос – основание Здания: Христос – «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21:42, Пс. 117:22, 23). «Вот, Я полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим. 9:33, Ис. 28:16, 8:14). Верующие составляют дом Божий:
«Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем;
но каждый смотри, как строить. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:10, 11), – писал ап. Павел христианам. – «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным
камнем
, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояитесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19–22).
Церковь – гора
(Ис. 2:2, 3, Ис. 11:1–10, Дан. 2:34, Иоил. 3:17, Авд. 1:17, Зах. 8:3, Евр. 12:22, 24, Откр. 14:1). Здесь раскрывается величие и непоколебимость Церкви, в сравнении с которой земные царства – холмики, жалкие насыпи. Раскрывается и назначение Церкви: вести верующих к Небесному Царству и облагораживать нравы общества.
LiveInternetLiveInternet
С. Есенин ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ…
За горами, за желтыми долами Протянулась тропа деревень. Вижу лес и вечернее полымя, И обвитый крапивой плетень. Там с утра над церковными главами Голубеет небесный песок, И звенит придорожными травами От озер водяной ветерок. Не за песни весны над равниною Дорога мне зеленая ширь — Полюбил я тоской журавлиною На высокой горе монастырь. Каждый вечер, как синь затуманится, Как повиснет заря на мосту, Ты идешь, моя бедная странница, Поклониться любви и кресту. Кроток дух монастырского жителя, Жадно слушаешь ты ектенью, Помолись перед ликом спасителя За погибшую душу мою.
Священник Андрей Логвинов ВОТ БЫ МНЕ НА ПОКАЯНИЕ…
Вот бы мне на покаянье Утренней румяной ранью Съездить в белый монастырь. Как бы все преобразилось! Сразу в сердце обновилось И здоровье бы и ширь. Как бы мне на покаянье…
И.А. Бунин ЛЮБИЛ Я В ДЕТСТВЕ
Любил я в детстве сумрак в храме, Любил вечернею порой Его, сияющим огнями, Перед молящейся толпой. Любил я всенощное бденье, Когда в напевах и словах Звучит покорное смиренье И покаяние в грехах. Безмолвно, где-нибудь в притворе, Я становился за толпой, Я приносил туда с собой В душе и радости, и горе. И в час, когда хор тихо пел О «Свете Тихом», — в умиленьи Я забывал свои волненья И сердцем радостно светлел… Прошли года, прошли надежды, Переменилися мечты. В душе уж нет теперь, как прежде, Такой сердечной теплоты. Но те святые впечатленья Над сердцем властны и теперь, И я без слез, без раздраженья Переживаю дни сомненья, Дни оскорблений и потерь.
А.С. Пушкин МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ
Монастырь на Казбеке Высоко над семьею гор, Казбек, твой царственный шатер Сияет вечными лучами. Твой монастырь за облаками, Как в небе реющий ковчег, Парит, чуть видный, над горами. Далекий, вожделенный брег! Туда б, сказав прости ущелью, Подняться к вольной вышине! Туда б, в заоблачную келью, В соседство Бога скрыться мне!..
И.А. Бунин СВЕЖА В АПРЕЛЕ РАННЯЯ ЗАРЯ
Свежа в апреле ранняя заря. В тени у хат хрустит ледок стеклянный. Причастницы к стенам монастыря Несут детей — исполнить долг желанный. Прими, господь, счастливых матерей, Отверзи храм с блистающим престолом – И у святых своих дверей Покрой их звоном благостно-тяжелым.
Н.А. Некрасов ТИШИНА
Всё рожь кругом, как степь живая, Ни замков, ни морей, ни гор… Спасибо, сторона родная, За твой врачующий простор! За дальним Средиземным морем, Под небом ярче твоего, Искал я примиренья с горем, И не нашел я ничего! Я там не свой: хандрю, немею, Не одолев мою судьбу, Я там погнулся перед нею, Но ты дохнула — и сумею, Быть может, выдержать борьбу! Я твой. Пусть ропот укоризны За мною по пятам бежал, Не небесам чужой отчизны — Я песни родине слагал! И ныне жадно поверяю Мечту любимую мою И в умиленьи посылаю Всему привет… Я узнаю Суровость рек, всегда готовых С грозою выдержать войну, И ровный шум лесов сосновых, И деревенек тишину, И нив широкие размеры… Храм божий на горе мелькнул И детски чистым чувством веры Внезапно на душу пахнул. Нет отрицанья, нет сомненья, И шепчет голос неземной: Лови минуту умиленья, Войди с открытой головой! Как ни тепло чужое море, Как ни красна чужая даль, Не ей поправить наше горе, Размыкать русскую печаль! Храм воздыханья, храм печали — Убогий храм земли твоей: Тяжелее стонов не слыхали Ни римский Петр, ни Колизей! Сюда народ, тобой любимый, Своей тоски неодолимой Святое бремя приносил — И облегченный уходил! Войди! Христос наложит руки И снимет волею святой С души оковы, с сердца муки И язвы с совести больной… Я внял… я детски умилился… И долго я рыдал и бился О плиты старые челом, Чтобы простил, чтоб заступился Чтоб осенил меня крестом Бог угнетенных, бог скорбящих, Бог поколений, предстоящих Пред этим скудным алтарем!..
Андрей Блох ЦЕРКОВНЫЙ СУМРАК
Церковный сумрак. Мирная прохлада, Немой алтарь. Дрожащий свет негаснущей лампады Теперь, как встарь. Здесь шума нет, и сердце бьется глуше И не болит. Здесь много горя выплакали души У древних плит. Здесь люди Богу муку поручали, Здесь вечный след Безвестных слез, несказанной печали Забытых лет. Старинный храм, — защита от бессилья, Приют для битв, Где ангел Божий смертным дарит крылья Для их молитв.
В.А. Жуковский ТЕСНЯТСЯ ВСЕ К ТЕБЕ ВО ХРАМ…
Теснятся все к Тебе во храм, И все с коленопреклоненьем Тебе приносят фимиам, Тебя гремящим славят пеньем; Я одинок в углу стою – Как жизнью, полон я Тобою, И жертву тайную мою Я приношу Тебе душою.
А. Майков КОГДА, ГОНИМ ТОСКОЙ НЕУТЕШИМОЙ…
Когда, гоним тоской неутешимой. Войдёшь во храм и станешь там в тиши, Потерянный в толпе необозримой, Как часть одной страдающей души. Невольно в ней твое потонет горе, Почувствуешь, что дух твой вдруг влился Таинственно в свое родное море И заодно с ним рвётся в небеса.
А. Майков ДОРОГ МНЕ ПЕРЕД ИКОНОЙ…
Дорог мне, перед иконой В светлой ризе золотой, Этот ярый воск, возжженный Чьей неведомо рукой. Знаю я: свеча пылает, Клир торжественно поет: Чье-то горе утихает, Кто-то слезы тихо льет, Светлый ангел упованья Пролетает над толпой… Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой: Это – медный грош вдовицы, Это – лепта бедняка, Это… может быть… убийцы Покаянная тоска… Это — светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души…
Кн. П.А. Вяземский СЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Люблю проселочной дорогой В день летний, в праздник храмовой Попасть на службу в храм убогий, Почтенный сельской простотой. Тот храм, построенный из бревен, Когда-то был села красой, Теперь он ветх, хотя не древен, И не отмечен был молвой. И колокол его не звучно Разносит благовестный глас, И самоучка своеручно Писал его иконостас. Евангелие позолотой Не блещет в простоте своей, И только днями и заботой Богат смиренный иерей. Но храм, и паперть, и ограду Народ усердно обступил, И пастырь набожному стаду Мир благодати возвестил. Но простодушней, но покорней Молитвы не услышать вам: Здесь ей свободней, здесь просторней Ей воскриляться к небесам. И стар, и млад, творя поклоны, Спешат свечу свою зажечь; И блещут местные иконы, Облитые сияньем свеч. Открыты окна… в окна дышит Пахучей свежестью дерeв, И пешеход с дороги слышит Крестясь, молитвенный напев. В согласье с бедностью прихода Ничто не развлекает взгляд: Кругом и бедная природа, И бедных изб стесненный ряд. Но все святыней и смиреньем Здесь успокоивает ум, И сердце полно умиленьем И светлых чувств, и чистых дум. Поедешь дальше, — годы минут, А с ними многое пройдет, Следы минувшего остынут И мало что из них всплывет. Но церковь с низкой колокольней, Смиренный, набожный народ, Один другого богомольней, В глуши затерянный приход, Две, три березы у кладбища, Позеленевший тиной пруд, Селенья, мирные жилища, Где бодрствует нужда и труд, Во мне не преданы забвенью! Их вижу, как в былые дни, И освежительною тенью Ложатся на душу они.
УТЕШЕНИЕ В СКОРБИ
Если в жизни измучен бываешь, И труды не по силе тебе, Если тяжко душой ты страдаешь, Изнываешь в неравной борьбе. Если вера тебя покидает. И надежда начнет оставлять, Если сердце от боли рыдает, На судьбу тогда станешь роптать. Если сил не хватает порою, В Божий храм поскорей поспеши, Припади пред иконой святою Помолись, помолись от души. Там ты найдешь утешение, От тяжелых трудов отдохнешь Все твои разрешатся сомненья, Когда душу в слезах изольешь. Ты с любовью и верой святою, Будешь жизненный путь проходить, Если станешь во храме с мольбою Утешенье себе находить.
Всероссийское Иоанно-Предтеченское Православное братство «Трезвение»