Афоризмы и цитаты Августина Блаженного
Аврелий Августин (Блаженный Августин), (354–430), римский богослов, политик и философ
Благодать есть осмысленный акт воли, направленный к достижению спасения.
Блаженство есть наслаждение высшим благом.
Бог выше всяких определений.
Бог нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в Тебе.
Будем же верить, если не можем уразуметь.
Быть мудрым означает умереть для этого мира.
В необходимом – единение, в сомнительном – свобода, во всем – любовь.
Великая бездна – сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца.
Вера вопрошает, разум обнаруживает.
Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
Верь, чтобы понимать.
Возлюби Бога и поступай как хочешь.
Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.
Время врачует раны.
Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.
Всем нравится красивая лошадь, но почему то совершенно нет желающих ею стать.
Всякий охотнее согласится плакать, владея здравым умом, нежели смеяться в состоянии помешательства.
Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.
Гордыня – вера в свое смирение.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
Если бы Бог назначил женщине быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы – рабой, то сотворил бы из ноги; но так как Он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло.
Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо.
Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь.
Забавы взрослых называются делом, у детей они – тоже дело.
Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.
Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.
Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет.
Каждое существо до тех пор, пока оно существует, должно обладать качеством доброты – точно так же, как обладает качеством существования.
Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а темнота – света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.
Когда люди думают о Боге, которого не в состоянии постигнуть, то в действительности думают о самих себе, а не о Нем; они сравнивают не Его, а себя, и не с Ним, а с собой.
Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину.
Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя.
Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного.
Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им.
Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по настоящему, используя их ради добра.
Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.
На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, – вот на что похожа любовь.
Наслаждаться – значит любить нечто ради него самого.
Не во власти человека то, что приходит ему в голову.
Не произносите бесповоротных суждений!
Не тот дает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся.
Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий.
Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно.
Нет спасения вне церкви.
Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.
Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему.
Никто ничего не делает хорошо, если это против его воли, даже если человек делает что то хорошее.
Одна та же сила, обрушивающаяся бедствиями, добрых испытывает, очищает, отбирает, а злых отсеивает, опустошает, искореняет.
От верности в малом зависит успех в великом.
Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.
Поскольку различение истинного и ложного – весьма трудное дело, не следует сердиться на тех, кто заблуждается.
Поэзия – дьявольское вино.
Привычка, если ей не сопротивляться, вскоре становится необходимостью.
Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.
Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми.
Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости.
Скорбь есть печаль о своем несовершенстве.
Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
Смерть – зло лишь в силу того, что за ней следует.
Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.
Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.
Созидай добро. Делай это не ради славы своей, а ради славы того, кому ты обязан возможностью делать добро.
Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться… тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступить правильно.
Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять.
Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при котором человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле. Если мы можем найти что либо выше такой дружбы – это божественная любовь. Человек начинает любить Бога и любит Его в каждом другом человеке.
Счастье – это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле.
Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король.
Тот, кто не ревнует, тот не любит.
Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом.
Уразумей, чтобы уверовать.
Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.
Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца.
Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю.
Еще по теме:
- Цитаты римских ученых
- Афоризмы и цитаты Тацита
- Афоризмы и цитаты Курция Квинта
Популярно:
- Встречи и разлуки
- Счастье и несчастье
- Цитаты Пауло Коэльо
Комментарии:
- Аноним 13 Апрель 2021 в 05:43
Надо знать границы Римской империи и будет понятно почему
- admin 29 Апрель 2021 в 23:49
Хороший вопрос, спасибо. В годы жизни Августина Нумидия, его родина, была римской провинцией, а я стараюсь при подобных спорных вопросах делить по культуре, а не по географии или крови. Он же не политик и не военный.
- Аноним 29 Апрель 2021 в 03:39
А почему римский? Он был рожден в Африке, где и прожил большьую часть жизни
Августин Аврелий (Блаженный) краткая биография (354-430 гг.)
Августин Аврелий цитаты. Августин Аврелий — римско-христианский философ, богослов, мудрец. Выходец из Нумидии. Являлся одной из ключевых фигур в истории европейской философии. Происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние своей матери-христианки. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора. В конце 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в начале 380-х гг. — скептицизмом. В 383 гг. переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с епископом Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания апостола Павла. Весной 387 г. принял крещение. Через год вернулся в Северную Африку: с 391г. — пресвитер, ас 395 г. вплоть до смерти — епископ города Гиппон. Один из наиболее влиятельных отцов христианской церкви. Его наследие по теологии и критике поистине огромно. Наиболее известен автобиографический труд «Исповедь», положивший начало исповедальному жанру. Августин назван католическими богословами «блаженным». Как богослов и писатель имел сильное влияние на оформление всей догматики католицизма.
Августин Аврелий труды
Наиболее известные произведения: «О христианской доктрине», «О граде Божием».
Учение Августина стало неопровержимым авторитетом в эпоху средневековья.
LiveInternetLiveInternet
Вторник, 09 Декабря 2014 г. 15:56 + в цитатник
CITATY.SU — минимум слов, максимум смысла Много трудов за 35 лет своего епископства блаженный Августин посвятил борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан, Блаженным Августином написано много творений (по удостоверению ученика и жизнеописателя его Поссидия, число их доходит до 1030), из которых наиболее известны: «О граде Божием», «Исповедь», 17 книг против пелагиан и «Христианская наука». Блаженный Августин прежде всего заботился о том, чтобы его сочинения были понятны и назидательны. «Пусть лучше, — говорил он, — порицают нас грамматики, чем не понимает народ». Блаженство есть наслаждение высшим благом. Бог выше всяких определений. Бог нас создал для себя, и наше сердце будет неспокойным, пока не упокоится в Тебе. Будем же верить, если не можем уразуметь. Быть мудрым означает умереть для этого мира. В необходимом – единение, в сомнительном – свобода, во всем – любовь. Великая бездна – сам человек, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения сердца. Вера вопрошает, разум обнаруживает. Вера состоит в том, что мы верим тому, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим. Верь, чтобы понимать. Возлюби Бога и поступай как хочешь. Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Время врачует раны. Все человеческие беды происходят оттого, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться. Всем нравится красивая лошадь, но почему то совершенно нет желающих ею стать. Всякий охотнее согласится плакать, владея здравым умом, нежели смеяться в состоянии помешательства. Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает. Гордыня – вера в свое смирение. Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость. Если зла нет, то самый страх перед злом есть зло. Жадность заключается в желании иметь более, чем необходимо. Жизнь говорящего имеет больше значения, чем любая речь. Забавы взрослых называются делом, у детей они – тоже дело. Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым. Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому. Злом называется и то, что человек совершает, и то, что он терпит. Первое – это грех, второе – наказание. Человек совершает зло, которое хочет, и терпит зло, которого не хочет. Каждое существо до тех пор, пока оно существует, должно обладать качеством доброты – точно так же, как обладает качеством существования. Как тишина есть отсутствие всякого шума, нагота – отсутствие одежды, болезнь – отсутствие здоровья, а темнота – света, так и зло есть отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе. Когда люди думают о Боге, которого не в состоянии постигнуть, то в действительности думают о самих себе, а не о Нем; они сравнивают не Его, а себя, и не с Ним, а с собой. Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину. Любовь к ближнему ограничена тем, насколько каждый человек любит самого себя. Любовь к временному можно изгнать, только почувствовав сладость вечного. Люди испытывают страдания ровно настолько, насколько поддаются им. Люди сотворены не для того, чтобы владеть так называемыми хорошими вещами, но если люди сами стали хорошими, они делают и вещи хорошими по настоящему, используя их ради добра. Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10. На что похожа любовь? У нее есть руки, чтобы помогать другим, у нее есть ноги, чтобы спешить на помощь к бедным и нуждающимся, у нее есть глаза, чтобы видеть горе и нужду, у нее есть уши, чтобы слышать людские вздохи и жалобы, – вот на что похожа любовь. Наслаждаться – значит любить нечто ради него самого. Не во власти человека то, что приходит ему в голову. Не произносите бесповоротных суждений! Не тот дает милостыню, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя необходимого в пользу нуждающихся. Нет более высокого пути, нежели путь милосердия, и пройти по этому пути может лишь смиренный и кроткий. Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно. Нет спасения вне церкви. Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству. Ни один человек не вправе вести столь созерцательную жизнь, чтобы забыть о своем долге служения ближнему. Никто ничего не делает хорошо, если это против его воли, даже если человек делает что то хорошее. Одна та же сила, обрушивающаяся бедствиями, добрых испытывает, очищает, отбирает, а злых отсеивает, опустошает, искореняет. От верности в малом зависит успех в великом. Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит. Поскольку различение истинного и ложного – весьма трудное дело, не следует сердиться на тех, кто заблуждается. Поэзия – дьявольское вино. Привычка, если ей не сопротивляться, вскоре становится необходимостью. Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное. Сам человек есть большее чудо, чем все чудеса, творимые людьми. Само сокрытие истины есть или испытание нашего смирения, или уничтожение гордости. Скорбь есть печаль о своем несовершенстве. Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. Смерть – зло лишь в силу того, что за ней следует. Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может. Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве. Созидай добро. Делай это не ради славы своей, а ради славы того, кому ты обязан возможностью делать добро. Справедливейшее наказание за грех состоит в том, что человек утрачивает то, чем он не захотел хорошо пользоваться… тот, кто не захотел поступать правильно, когда мог, утрачивает эту возможность, когда захочет поступить правильно. Стремись не понять, что ты в состоянии верить, но поверить, что ты в состоянии понять. Существует высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при котором человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле. Если мы можем найти что либо выше такой дружбы – это божественная любовь. Человек начинает любить Бога и любит Его в каждом другом человеке. Счастье – это высшая дружба, основанная не на привычке, а на разуме, при которой человек любит своего друга благодаря верности и доброй воле. Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король. Тот, кто не ревнует, тот не любит. Тот, кто полон любви, исполнен самим Богом. Уразумей, чтобы уверовать. Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости. Холод милосердия есть молчание сердца; пламя милосердия есть ропот сердца. Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю.
Рубрики: | Православие/Смысл жизни История/Творческие люди Интересное видео |
Процитировано 4 раз Понравилось: 1 пользователю
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 1
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось1
0
Аврелий Августин
(354—430 гг.) философ, христианский апологет
Младенцы невинны по своей телесной слабости, а не по душе своей.
Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.
Все это одинаково: в начале жизни – воспитатели, учителя, орехи, мячики, воробьи; когда же человек стал взрослым – префекты, цари, золото, поместья, рабы – в сущности, все это одно и то же, только линейку сменяют тяжелые наказания.
Найдется ли вор, который спокойно терпел бы вора?
Мне и распутничать нравилось не только из любви к распутству, но и из тщеславия. Не порок ли заслуживает порицания? А я, боясь порицания, становился порочнее, и если не было проступка, в котором мог бы я сравняться с другими негодяями, то я сочинял, что мною сделано то, чего я в действительности не делал, лишь бы меня не презирали за мою невинность.
[О краже яблок из чужого сада, совершенной Августином в юности:] Один бы я не совершил этого воровства, в котором мне нравилось не украденное, а само воровство; одному воровать мне бы не понравилось, я бы не стал воровать. О, вражеская дружба, неуловимый разврат ума, жажда вредить на смех и забаву! Стремление к чужому убытку без погони за собственной выгодой, (…) а просто потому, что говорят: «пойдем, сделаем», и стыдно не быть бесстыдным.
Великая бездна сам человек, «чьи волосы сочтены» у Тебя, Господи, (…) и, однако, волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.
А юношей я был очень жалок, и особенно жалок на пороге юности; я даже просил у Тебя [Господи] целомудрия и говорил: «Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас».
[О своей матери, св. Монике:] Она подчинялась родителям скорее из послушания Богу, чем Богу из послушания родителям.
Когда присутствующей приятельнице изливалась вся кислота непереваренной злости на отсутствующую неприятельницу, то мать моя сообщала каждой только то, что содействовало примирению обеих. Я счел бы это доброе качество незначительным, если бы не знал, по горькому опыту, что бесчисленное множество людей (…) не только передает разгневанным врагам слова их разгневанных врагов, но еще добавляет к ним то, что и не было сказано.
[Умирающую св. Монику] спросили, неужели ей не страшно оставить свое тело так далеко от родного города. «Ничто не далеко от Бога. – ответила она, – и нечего бояться, что при конце мира Он не вспомнит, где меня воскресить».
Я сам не могу полностью вместить себя. Ум тесен, чтобы овладеть собой же.
Ясно отвечаешь Ты [Господи], но не все слышат ясно. Все спрашивают о чем хотят, но не всегда слышат то, что хотят. Наилучший служитель Твой тот, кто не думает, как бы ему услышать, что он хочет, но хочет того, что от Тебя услышит.
«Что делал Бог до сотворения неба и земли?» Я отвечу не так, как, говорят, ответил кто-то, уклоняясь шуткой от настойчивого вопроса: «Приготовлял преисподнюю для тех, кто допытывается о высоком». Одно – понять, другое – осмеять.
Время создал Ты [Господи], и не могло проходить время, пока ты не создал времени. Если же раньше неба и земли вовсе не было времени, зачем спрашивать, что Ты делал тогда. Когда не было времени, не было и «тогда».
Афоризмы, цитаты, высказывания — Августин (Аврелий)
- Нет спасения вне церкви.
- Уразумей, чтобы уверовать.
- Бог выше всяких определений.
- Возлюби Бога и поступай как хочешь.
- Не произносите бесповоротных суждений!
- Будем же верить, если не можем уразуметь.
- Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая.
- Смерть — зло лишь в силу того, что за ней следует.
- Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.
- Совершенство есть знание человека о своем несовершенстве.
- Совершенно неизвестную вещь любить никто никогда не может.
- Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости.
- В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.
- Нет у человека иной причины философствовать, кроме стремления к блаженству.
- Всем нравится прекрасная лошадь, но почему-то совершенно нет желающих ею стать.
- Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.
- Мы не знаем, долго ли просуществуют земля и небо, но знаем, что всегда 3 и 7 будет 10.
- Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное.
- Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость.
- Разве мы ошибемся, сказав, что время существует только потому, что оно стремится исчезнуть?
- Великая бездна сам человек… волосы его легче счесть, чем его чувства и движения его сердца.
- Никто ничего не делает хорошо, если это против воли, даже если человек делает что-то хорошее.
- Пусть же никто не говорит мне, что движение небесных тел и есть время… я вижу, что время есть некая протяженность.
- Ведь подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит.
- Заботы о погребении, устройство гробницы, пышность похорон – все это скорее утешение живых, чем помощь мертвым.
- Вера состоит в том, что мы верим всему, чего не видим; а наградой за веру является возможность увидеть то, во что мы верим.
- Вы ослеплены золотом, сверкающим в доме богатых; вы, конечно, видите, что они имеют, но вы не видите, чего им недостает.
- Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю.
- В тебе, душа моя, измеряю я время. Впечатление от проходящего мимо остается в тебе, и его-то, сейчас существующее, я измеряю, а не то, что прошло и его оставило.
- Поутру, когда медлишь вставать, тотчас же скажи себе: «Я встаю, чтобы приняться за дело человеческое. Неужели же я буду досадовать на то, что иду на дело, ради которого я создан и послан в мир!
- Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы — рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
- Длительное время делает длительным множество преходящих мгновений, которые не могут не сменять одно другое; в вечности ничто не преходит, но пребывает как настоящее во всей полноте; время как настоящее в полноте своей пребывать не может.
- Теперь ясно становится для меня, что ни будущего, ни прошедшего не существует и что неточно выражаются о трех временах, когда говорят: прошедшее, настоящее и будущее; а было бы точнее, кажется, выражаться так: настоящее прошедшего, настоящее будущего.
- Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определенное. Но воспринимать ее надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса.
- Что я измеряю время, это я знаю, но я не могу измерить будущего, ибо его еще нет; не могу измерить настоящего, потому что в нем нет длительности, не могу измерить прошлого, потому что его уже нет. Что же я измеряю? Время, которое проходит, но еще не прошло?