ЦИТАТЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ
***
Живопись – искусство, на которое можно смотреть; скульптура – искусство, вокруг которого можно обойти; архитектура – искусство, сквозь которое можно пройти. Дэн Райс.
***
Архитектура – это музыка в пространстве, как бы застывшая музыка. Фридрих Шеллинг.
***
Архитектура — это азбука гигантов, величайшая система видимых символов, когда-либо созданная. Гилберт Честертон.
***
Мода, как и архитектура, — вопрос пропорций. Коко Шанель.
***
Архитектура — это искусство, которое воздействует на человека наиболее медленно, зато наиболее прочно. Луис Генри Салливан.
***
Дом – это машина для жилья. Шарль Ле Корбюзье.
***
Здания должны быть хорошими соседями для человека. Пол Тайри.
***
Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется. Стендаль.
***
Архитектор — тот, кто знает разницу между тем, что можно сделать, и тем, что следует сделать. Ларри Маквой.
***
Прежде чем что-либо строить — слушайте город, прежде чем что-либо сносить — слушайте сердце. Норман Фостер.
***
Если архитектура застывшая музыка, то наши здания — собачий вальс. Геннадий Малкин.
***
Архитектура распределяет массы и объемы. Вдохновение превращает инертный камень в драму. Ле Корбюзье.
***
Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни. Лоренцо Бернини.
***
Здание может стать и быть прекрасным и без украшений благодаря одним своим пропорциям. Иоганн Иоахим Винкельман.
***
Искусство есть, в сущности говоря, наука; именно это мы должны видеть в архитектуре. Этьен Луи Буле.
***
Добрый архитектор должен иметь хорошее понятие о словесных науках и об истории, уметь рисовать и знать математику, камнетесательство и перспективу; но сего еще не довольно, он должен быть честный, разумный и рассудительный человек; должен иметь живость и вкус в соображениях своих; без сих качеств ни совершенным архитектором, ни полезным обществу человеком он быть не может. Василий Иванович Баженов.
***
Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания. Николай Васильевич Гоголь.
***
Архитектура — выразительница нравов. Оноре де Бальзак.
***
Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль. Стендаль.
***
Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только современников, но и будущих поколений. Иван Владиславович Жолтовский.
***
Приезжая в Париж, я обедаю только в ресторане на Эйфелевой башне. Это единственное место, откуда не видно этого чудовищного сооружения. Уильям Моррис.
***
Фараоны рекламировали себя при помощи пирамид. Рамон Гомес де ла Серна.
***
Если бы эти старые стены могли говорить, какими бы они были занудами! Роберт Бенчли
***
Город, в котором тебе не везет, всегда кажется неинтересным по архитектуре. Эмиль Кроткий.
***
Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония — вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории. Иван Владиславович Жолтовский.
***
Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке. Иван Владиславович Жолтовский.
***
Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектуре является простота. Простота форм обязывает придавать им прекрасные пропорции и соотношения, которые сообщали бы необходимую гармонию. Алексей Викторович Щусев.
***
Каждый большой архитектор — обязательно большой поэт. Он должен быть большим, оригинальным интерпретатором своего времени. Фрэнк Ллойд Райт.
***
Архитектура всегда должна быть скульптурной, а скульптура архитектурной. Эмиль Антуан Бурлель.
***
Все великие архитекторы прошлого были в свое время архитекторами современными, и постоянное стремление вперед, жажда современности характерны для всех великих мастеров искусства. Великой истиной архитектурной традиции, свидетельствующей одновременно о действительно внимательном отношении к прошлому, является то, что традиция должна вести вперед, а не назад. Если бы это было иначе, человечество продолжало бы в наши дни жить в пещерах доисторической эпохи. Франсис Журден.
***
Если бы архитекторы ограничивались тем, что укрепляли старинные памятники, а не переделывали бы их, они заслужили бы благодарность всех, кому дорого наше прошлое и наши исторические памятники. Анатоль Франс.
***
Архитектура больших пирамидных храмов есть молчаливая математика. Освальд Шпенглер.
***
Мы никогда не поймем гигантскую архитектуру соборов и пирамид, если не признаем их за жертву, которую юная душа приносит чуждым силам. Освальд Шпенглер.
***
Врач может похоронить свою ошибку, архитектор – разве что обсадить стены плющом. Фрэнк Ллойд Райт.
***
Убийцы и архитекторы всегда возвращаются на место преступления. Питер Устинов.
Важные высказывания архитектора Сергея Скуратова
Про архитектуру и архитекторов
Архитектура рождается из влечения к месту — твоего влечения. Оно может быть разным: теплым, холодным, страстным, скрытым — но влечением. Нужно нащупать правильную конфигурацию этого места. Вот из чего рождается архитектура. Нужно понимать, что решение на самом деле — в метафизическом смысле — только одно. В каком-то смысле это место уже знает, как оно должно выглядеть.
Человечество устает от роскоши. И этот период усталости можно рассматривать как попытку докопаться до сущности вещей. Истина в простоте. Суть архитектуры — в передаче «теплоты» творца людям. «Теплота» реализуется через гармонию. Гармония осознается через линию. Линия — это граница. Последняя разделяет пространства, плоскости, материалы, свет, тень и т. д. Современная архитектура лишила себя украшений, потому что они не нужны. Детали — да, они необходимы человеку для того, чтобы адаптироваться, найти свой масштаб в пространстве. Плюс детали выполняют чисто утилитарные функции. Уход от украшательства — нормальная тенденция, но это не голый функционализм. Кроме него существует масса других направлений. Например, современный чувственный минимализм, экспрессионизм, деконструктивизм, геоморфизм, бионика.
Небоскребы — это мощный жест, акт воли, если хотите. Акт, продиктованный идеей прогресса, когда общество достигает высокой степени технического и финансового развития, и важной целью становится демонстрация своей уникальности, достижений. И власти над природой в том числе. В природе же нет небоскребов. Есть горы, скалы, которые невозможно повторить. Эмоционально небоскребы — это амбиция в чистом виде. То, что строительство небоскребов охватило всю Россию, — это какая-то модная болезнь, как прыщи на лице подростка, следствие неправильного и неравномерного роста. Чем быстрее это пройдет, тем лучше.
Previous NextПро диалог истории и современности
Никогда в 17 веке под 15 век не строили, каждая эпоха оставляла свой след. Оставлять в 21 веке следы, имитирующие 18-19 века, на мой взгляд, просто неприлично по отношению к мировому культурному процессу. В этом смысле я принципиальный модернист.
Современная архитектура может быть сильным и достойным собеседником в диалоге с архитектурой исторической. Просто для этого она должна быть умной и деликатной. Потому что историческая архитектура — как мама, она тебе дорога, ты её любишь, но это не значит, что ты должен её во всём копировать. Новое внутри старого неизбежно, просто надо искать точную форму.
Архитектура — это сиюминутный слепок общества, моды, глубинных социальных процессов. Важно, чтобы люди могли отнести каждое здание к определенному историческому периоду. Своим первым заказчикам я говорил: «Вы хотите дом с колоннами и львами? Тогда начните с себя: сюртук, карета, сортир во дворе». Но они хотят ватерклозет и «Бентли». А продавать хотят дом с колоннами, потому что он стоит дороже.
Previous NextПро архитекторов в России
В России архитектура никогда не была национальным достоянием, предметом поклонения, как, например, в Италии. Следствие этого — ситуация, при которой архитекторы никогда не становились национальными героями. Сейчас во Франции есть Жан Нувель, в Англии — сэр Норман Фостер, в Голландии — Рэм Кулхас, в Америке — Фрэнк Гири и Ричард Майер. Всё это, заметьте, развитые страны. А у нас? Помните фильм «Андрей Рублев», где архитекторам и художникам после завершения работы заказчики выкололи из ревности глаза, чтоб не построили что-нибудь подобное в другом месте?
Хороший архитектор в России — это борец. Чтобы построить дом, нужно быть Ильей Муромцем или Степаном Разиным, как минимум. Ведь самая большая проблема — не нарисовать дом, а его построить. Нарисовать дом у нас ещё могут, сделать рабочую документацию — уже сложнее, подобрать конструкторов-инженеров — ещё сложнее, построить дом, довести проект до конца — самое трудное.
Иностранным архитекторам сложно проникнуться нашим пространством. Потому что они не живут здесь, их не очень волнуют наши проблемы. То, что делают даже самые талантливые иностранцы, похоже на открытки, на поверхностные слепки. Их экстравагантность и новаторство конструкций вызывают ажиотаж, но западная вещь, вырванная из контекста, не может существовать в России. Для этого нужно сначала изменить всё российское общество. Потому что завтра дядя Вася придет с отверткой чинить ваш дом, построенный за миллиард долларов. И тогда всё, конец. Ваш умный дом перестанет быть умным.
Previous NextПро себя
Должно быть мой архитектурный вкус уже сформировался и законсервировался.
Меня удивляют всё более простые и лаконичные вещи. Нравится идея о том, что надо добиваться максимального результата минимальным количеством средств.
Как ни странно, не очень люблю русский конструктивизм. Он для меня какой-то слишком рабоче-крестьянский, что ли. Какой-то весь по ранжиру. Они изобретали новую форму для всеобщего употребления. А мне она не нужна, я терпеть не могу «как все». Я даже дышать не хочу, как все.
Мне дико нравятся старые крепости; романские замки с громадными глыбами стен и башен; псковско-новгородская архитектура, кривая, с угловыми окнами; старые кирпичные дома в Шотландии; финн Аалто с его медью; капелла в Роншане Корбюзье, с ума от неё просто схожу. В ней есть всё — и Псков, и Рим, и романские соборы, в ней столько метаморфоз… Итальянцев обожаю: Сиену, Сан-Джиминьяно, Ассизи, Урбино.
Очень люблю пространства с диалогами фактур:
люблю кирпич, в нём есть природа намешанной глины, неровность, разноцветность; люблю пережженный металл, в котором через ржавчину проступает синева; люблю медь с патиной. Лаконичность, чистота решения, энергия архитектурного жеста — ценности, которые пришли к нам из модернизма, во мне очень сильны. Не могу делать сухие минималистичные вещи: мне скучно.
Люблю «Рабов» Микеланджело
, потому что в их незавершенности таится больше, чем в готовом произведении…
Наверное, я страшно тщеславный человек.
Когда ты видишь, как снимаются леса с дома… Ни одно человеческое удовольствие не могу с этим сравнить.
Фото Сергея Скуратова для анонса статьи: savransky.livejournal.com
Чудеса архитектуры со всего мира – 30 шедевров
Здания относят к самым впечатляющим произведениям искусства. Потратив несметные суммы на строительство, можно прогуляться по законченным проектам и даже пожить внутри. Insider собрал 30 сооружений, которые потрясают воображение.
Самое старое сохранившееся здание на Земле — Гёбекли-Тепе в Турции. Его возраст оценивается, по меньшей мере, девятым тысячелетием до нашей эры. Археологи не уверены в назначении Гёбекли-Тепе. Скорее всего, здание имело религиозное значение.
С тех пор человечеству удалось построить множество крутых сооружений. Например, только за последний год открылись футуристические Фултон-центр в Нью-Йорке…
…и Гимназия Пенли и Эссендон в Мельбурне, Австралия.
Удивительный Золотой Храм в Амритсаре, Индия, кажется выросшим прямо из вод реки Амритсар.
По ночам религиозный центр сикхов выглядит просто потрясающе.
Церковь Лас-Лахас в Нариньо, Колумбия, поначалу озадачивает, поскольку сооружение словно бросает вызов гравитации.
Архитектор-модернист Антонио Гауди не дожил до завершения строительства Храма Святого Семейства — на самом деле его строительство продолжается по сей день. Снаружи храм напоминает дома из «Хроник Нарнии»…
…а его внутреннее убранство еще более сюрреалистично.
Флэтайрон-билдинг был одним из первых небоскребов Нью-Йорка…
…как и Вулворт-билдинг — самое высокое здание мира в период с 1913 по 1930 год.
В Ономити, Япония, молодые пары часто проводят церемонии бракосочетания в Ribbon Chapel («Ленточная капелла»).
В Сеуле в окружении зелени возвышается церковь Light of Life («Жизненный свет»).
Внутри она выглядит совершенно иначе.
Дизайн небоскребов Марина Сити в Чикаго, мягко говоря, уникален. Построенные в 1964 году, они стали одними из первых зданий смешанного назначения. Впервые в США при строительстве был применен высотный кран.
Но не все здания стремятся в небо. Церковь Темппелиаукио, Хельсинки, Финляндия, высечена в скале под землей, при этом получает достаточно солнечного света.
Церковь Святого Георгия в Лалибэле, Эфиопия, была высечена из цельного валуна в XII веке.
Некоторые из самых красивых зданий являются частью пейзажа. Turninn в Рейкьявике отражает дикую красоту Исландии.
Модернист Людвиг Мис ван дер Роэ использовал грани и открытое пространство для создания шедевров, которые будто парят в воздухе — как Новая национальная галерея в Берлине, построенная в 1960-х.
Кроме того, Берлин является домом для мекки электронной музыки — брутального ночного клуба Berghain.
Единство с окружающей средой — одна из самых старых концепций в архитектуре. В древней японской столице Киото расположены захватывающий Золотой павильон (Кинкакудзи)…
…и не менее ошеломляющий Серебряный.
Великая мечеть Дженне в Мали – крупнейшее грязевое строение в мире. Она может вместить 3 тыс. верующих.
Причудливый Центр Помпиду в Париже — шедевр постмодернизма.
Построенный около 1200 года, Шартрский собор в северной Франции — отличный пример готической архитектуры. Обратите внимание на богато оформленные «порталы», ведущие в здание…
…и потрясающий орган внутри.
Пожалуй, единственным религиозным сооружением, способным сравниться с ним по величию, является Голубая мечеть в Стамбуле. Ее строительство было завершено в начале XVII века и совпало с периодом расцвета Оттоманской империи.
Во внутренней отделке используется более 20 тыс. плиток ручной работы.
Считается, что замок Нойшванштайн в Баварии вдохновил Уолта Диснея на создание замка Спящей Красавицы.
Тринити-колледж – жемчужина Дублинского университета.
Он известен своей библиотекой, самый потрясающий зал которой имеет характерное название «Длинная комната».
Императорский дворец — он же Запретный город — высшая форма китайской архитектуры.
В период с 1420 по 1912 год дворец служил резиденцией правительства.
Его интерьер по-настоящему впечатляет…
…как и внимание к деталям.
Сегодня самые экзотические образцы современной архитектуры можно увидеть в Пекине. Например, Башню CCTV, также известную как «Штаны».
С Политехническим университетом Гонконга покойная Заха Хадид сделала то, что удавалось только ей — превратила жесткие, чистые линии модернизма в нечто органическое.
Высоко в перуанских Андах разместился Мачу-Пикчу — лучший образец инкской архитектуры.
Археологи считают, что город был построен примерно в 1450 году.
Более подробная фотография жилого квартала.
В 2007 году в Медельине, Колумбия, открылась Parque Biblioteca España. Ее проект был разработан колумбийским архитектором Джанкарло Маззанти. Три здания должны выглядеть как камни.
Из библиотеки, расположенной в районе Санто-Доминго Савио, открывается вид на сам Медельин, лежащий в долине в окружении Анд.
Сиднейский оперный театр по праву считается культовым представителем австралийской архитектуры.
Разработанный датским архитектором Йорном Утзоном и открывшийся в 1973 году, театр стал буквальным холстом общественного выражения.
Его интерьер тоже потрясает воображение.
Смотрите также:
- Старинные загадочные мосты со всего мира — 40 фото
- Свет сквозь века — 28 захватывающих фотографий маяков
- 50 красивейших библиотек со всего мира. Мечта книгомана
- Самые красивые замки мира, в которых можно отдохнуть — 15 мест
- 18 реальных мест, которые вдохновили художников студии Уолта Диснея
26 августа, 2016