Саади — жизнеописание и творчество поэта и мыслителя
Саади – персидский мыслитель, поэт и писатель, представитель практического суфизма (одного из основных направлений классической исламской философии). Его настоящее имя Муслихаддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифадди.
Родился Саади предположительно в 1181 году в Ширазе. Прозвище его произошло от атабека Фарса Саада ибн Занги, при дворе которого служил отец поэта в период с 1195 по 1226 гг.. Отец Саади рано умер, и опеку над ребёнком взял его сюзерен. В благодарность своему покровителю поэт стал подписывать все свои стихи псевдонимом Саади.
Обучаясь в духовной академии «Низамия» в Багдаде, Саади искренне пытался постигнуть аскетические идеалы суфийских шейхов. Но стихи, написанные молодым поэтом в тот период (середина 1220-х годов), были наполнены любовью к жизни и тем радостям, которые она в себе несёт. Больше всего он любил музыку, в чём неоднократно признавался даже в старости.
В 1226 году, вследствие нашествия монголов, атабек Саад ибн Занги был низвергнут, и Саади был вынужден бежать. В течение тридцати лет он вёл образ жизни дервиша, странствуя из конца в конец необъятного мусульманского мира. Этот период жизни Саади наполнен множеством испытаний. Так, в Индии ради спасения своей жизни ему пришлось притворно принять веру огнепоклонников, а потом сбежать, убив камнем сторожевого жреца. Саади четырнадцать раз совершал паломничество в Мекку, был проповедником в Дамаске и Баальбеке. Позже, когда он уединился в пустыне под Иерусалимом, его взяли в плен крестоносцы. Они отправили Саади на побережье Сирии, в Триполи, где один знакомый богач выкупил его у рыцарей за 10 червонцев и заставил жениться на своей безобразной и вредной дочери. Такой судьбы Саади не выдержал и сбежал в Северную Африку. После долгих скитаний по землям Малой Азии он сумел вернуться в родной Шираз, где под покровительством сына Саада Абу-Бекра прожил до конца жизни в подгорном монастыре.
За свою наполненную скитаниями жизнь Саади написал множество произведений, но историческую значимость получили два объёмных трактата. Так, в 1257 году он закончил величайшее произведение суфийской литературы – поэтический трактат «Бостан» («Плодовый сад»). А всего лишь через год мир увидело другое его творение, на этот раз проза, перемежаемая поэзией – трактат «Гюлюстан» («Цветочный сад»). Также в произведении используется множество народных пословиц и поговорок.
Другие творения великого автора относятся преимущественно к лирике. Величайшим вкладом Саади в мусульманскую литературу является то, что он сумел объединить в своём творчестве суфийскую газель с любовной газелью.
(Перевод В. Державина)
Газель
- Я влюблен в эти звуки, в этот сердце мне ранящий стон.
- Я беспечен; и день мой проплывает неясно, как сон.
- Ночи. Ночи бессонные в ожиданье моей светлоокой,
- Но тускнеет пред нею свет, которым весь мир озарен.
- Если вновь приведется мне лицо ее нежное видеть —
- Сам себя я счастливым буду звать до скончания времен.
- Я — не муж, если скрою свою грудь от камней порицанья,
- Муж душой своей твердой, как щитом, от копья огражден.
- Не изведав несчастий, не достигнешь заветного счастья,
- Кто дождался Новруза, стужу зимнюю вытерпел он.
- Хоть жнецы были мудры, но Лейли они тайны не знали.
- Лишь Меджнум ее ведал, кем был весь урожай их спален.
- Сон влюбленных, что верой богатствами мира играет,
- Жатвы не собирает, а несметным добром наделен.
- Ты другого арканом уловляй ! Мы же — верные слуги,
- Ведь не нужно стреножить скакуна, что давно приручен.
- День вчерашний умчался, ну, а завтра пока не настало.
- Саади, лишь сегодня ты и волен в себе, и силен.
Мавзолей
- Мавзолей Саади в Ширазе , Иран
- Мозаика в его мавзолее
- Могила Саади в его мавзолее
- Могила шейха Саади работы Эжена Фландена , 1851 г.
- Могила Саади Паскаля Косте , 1867 г.
- Могила Саади с неба, 20 апреля 2014 г.
- Могила Саади у входа, 20 апреля 2014 г.
- Входная часть гробницы Саади, 18 сентября 2021 г.
- Внутри гробницы Саади-Ширази, 18 декабря 2021 г.
Рекомендации
- Браун, EG (1906, переиздано в 1956). Литературная история Персии
, том 2: От Фирдоуси до Саади . Издательство Кембриджского университета. - Чопра, Р.М., «Великие поэты классического персидского», издание Sparrow, Калькутта, 2014 г. ( ISBN 978-81-89140-75-5 )
- Homerin, Th. Эмиль (1983). «Сомнатия Саади» . Иранские исследования
, Vol. 16, № 1/2 (Зима — Весна, 1983), стр. 31–50. - Катузян, Хома (2006). Саади, поэт жизни, любви и сострадания
(всестороннее исследование Саади и его работ). 2006. ISBN 1-85168-473-5. - Саутгейт, Мину С. (1984). «Мужчины, женщины и мальчики: любовь и секс в творчестве Саади» . Иранские исследования
, Vol. 17, № 4 (осень, 1984), стр. 413–452. - Wickens, GM (1985), Бустан шейха Мослехедина Саади Ширази
(английский перевод и персидский оригинал). 1985. Иранская национальная комиссия по делам ЮНЕСКО, № 46. - Рыпка, Ян (1968). История иранской литературы
. Издательская . OCLC 460598 . ISBN 90-277-0143-1 - Такстон, WM (2008). Гулистан Саади
. (Двуязычный. Английский перевод, персидский текст на лицевой странице). ISBN 978-1-58814-058-6
Отрывок, характеризующий Саади
Войну такого рода назвали партизанскою и полагали, что, назвав ее так, объяснили ее значение. Между тем такого рода война не только не подходит ни под какие правила, но прямо противоположна известному и признанному за непогрешимое тактическому правилу. Правило это говорит, что атакующий должен сосредоточивать свои войска с тем, чтобы в момент боя быть сильнее противника. Партизанская война (всегда успешная, как показывает история) прямо противуположна этому правилу. Противоречие это происходит оттого, что военная наука принимает силу войск тождественною с их числительностию. Военная наука говорит, что чем больше войска, тем больше силы. Les gros bataillons ont toujours raison. [Право всегда на стороне больших армий.] Говоря это, военная наука подобна той механике, которая, основываясь на рассмотрении сил только по отношению к их массам, сказала бы, что силы равны или не равны между собою, потому что равны или не равны их массы. Сила (количество движения) есть произведение из массы на скорость. В военном деле сила войска есть также произведение из массы на что то такое, на какое то неизвестное х. Военная наука, видя в истории бесчисленное количество примеров того, что масса войск не совпадает с силой, что малые отряды побеждают большие, смутно признает существование этого неизвестного множителя и старается отыскать его то в геометрическом построении, то в вооружении, то – самое обыкновенное – в гениальности полководцев. Но подстановление всех этих значений множителя не доставляет результатов, согласных с историческими фактами. А между тем стоит только отрешиться от установившегося, в угоду героям, ложного взгляда на действительность распоряжений высших властей во время войны для того, чтобы отыскать этот неизвестный х. Х этот есть дух войска, то есть большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасностям всех людей, составляющих войско, совершенно независимо от того, дерутся ли люди под командой гениев или не гениев, в трех или двух линиях, дубинами или ружьями, стреляющими тридцать раз в минуту. Люди, имеющие наибольшее желание драться, всегда поставят себя и в наивыгоднейшие условия для драки. Дух войска – есть множитель на массу, дающий произведение силы. Определить и выразить значение духа войска, этого неизвестного множителя, есть задача науки. Задача эта возможна только тогда, когда мы перестанем произвольно подставлять вместо значения всего неизвестного Х те условия, при которых проявляется сила, как то: распоряжения полководца, вооружение и т. д., принимая их за значение множителя, а признаем это неизвестное во всей его цельности, то есть как большее или меньшее желание драться и подвергать себя опасности. Тогда только, выражая уравнениями известные исторические факты, из сравнения относительного значения этого неизвестного можно надеяться на определение самого неизвестного. Десять человек, батальонов или дивизий, сражаясь с пятнадцатью человеками, батальонами или дивизиями, победили пятнадцать, то есть убили и забрали в плен всех без остатка и сами потеряли четыре; стало быть, уничтожились с одной стороны четыре, с другой стороны пятнадцать. Следовательно, четыре были равны пятнадцати, и, следовательно, 4а:=15у. Следовательно, ж: г/==15:4. Уравнение это не дает значения неизвестного, но оно дает отношение между двумя неизвестными. И из подведения под таковые уравнения исторических различно взятых единиц (сражений, кампаний, периодов войн) получатся ряды чисел, в которых должны существовать и могут быть открыты законы. Тактическое правило о том, что надо действовать массами при наступлении и разрозненно при отступлении, бессознательно подтверждает только ту истину, что сила войска зависит от его духа. Для того чтобы вести людей под ядра, нужно больше дисциплины, достигаемой только движением в массах, чем для того, чтобы отбиваться от нападающих. Но правило это, при котором упускается из вида дух войска, беспрестанно оказывается неверным и в особенности поразительно противоречит действительности там, где является сильный подъем или упадок духа войска, – во всех народных войнах. Французы, отступая в 1812 м году, хотя и должны бы защищаться отдельно, по тактике, жмутся в кучу, потому что дух войска упал так, что только масса сдерживает войско вместе. Русские, напротив, по тактике должны бы были нападать массой, на деле же раздробляются, потому что дух поднят так, что отдельные лица бьют без приказания французов и не нуждаются в принуждении для того, чтобы подвергать себя трудам и опасностям. Так называемая партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии – отсталые мародеры, фуражиры – были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей так же бессознательно, как бессознательно собаки загрызают забеглую бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежит слава первого шага для узаконения этого приема войны. 24 го августа был учрежден первый партизанский отряд Давыдова, и вслед за его отрядом стали учреждаться другие. Чем дальше подвигалась кампания, тем более увеличивалось число этих отрядов. Партизаны уничтожали Великую армию по частям. Они подбирали те отпадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево. В октябре, в то время как французы бежали к Смоленску, этих партий различных величин и характеров были сотни. Были партии, перенимавшие все приемы армии, с пехотой, артиллерией, штабами, с удобствами жизни; были одни казачьи, кавалерийские; были мелкие, сборные, пешие и конные, были мужицкие и помещичьи, никому не известные. Был дьячок начальником партии, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов.
внешние ссылки
- Цитаты, связанные с Саади в Wikiquote
- Работы, написанные Саади или о Саади в Wikisource
- СМИ, связанные с Саади на Викискладе?
- Информация Иранского камерного общества: Персидский язык и литература: Саади Ширази
- Работы Саади Ширази или о нем в Internet Archive
- Работы Саади Ширази в LibriVox (аудиокниги в общественном достоянии) (на английском языке)
- Бустан Саади,
1911 г., английское издание, А. Харт Эдвардс - Гулистан Саади
- Бустан Саади
, английский перевод, 74 стр., Иранская палата - Фотографии гробницы Саади в Ширазе
- (на английском и арабском языках) «Стихи на персидском и чагатайском языках» с произведением Саади, ок. 1600
- (на английском и арабском языках) Газаль Саади
- Новостной репортаж о ковре ООН «Бани Адам»
- Фотография ковра с Бани Адам
Саади, подаренная Организации Объединенных Наций ср. Payvand News 24 августа 2005 г.
читает на персидском Амир Х. Гасеминеджад
прочитанное на персидском языке Хамидрезой Мохаммади