Цитаты и афоризмы Бориса Пастернака


Борис Пастернак — цитаты

Борис Пастернак

(родился: 10 февраля 1890 г., Москва, Российская империя — умер: 30 мая 1960 г., Переделкино, РСФСР, СССР)

Русский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших поэтов XX века. Первые стихи Пастернак опубликовал в возрасте 23 лет. В 1955 году Пастернак закончил написание романа «Доктор Живаго».

Силу подлости и злобы одолеет дух добра. Предмет нашего обожания тем больше кажется нам жертвою, чем более мы его любим.

Человек рождается жить, а не готовиться к жизни.

Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи.

Я не люблю людей, безразличных к истине.

«Как хорошо на свете! — подумал он. — Но почему от этого всегда так больно?»

Все люди, посланные нам — это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.

Спасение не в верности формам, а в освобождении от них.

С кем протекли его боренья? С самим собой, с самим собой.

Быть женщиной — великий шаг, Сводить с ума — геройство.

Вот хомут, вот дуга, я те больше не слуга.

Неуместно и несвоевременно только самое великое.

Главной бедою, корнем будущего зла была утрата веры в цену собственного мнения.

Все нынешней весной особое, Живее воробьёв шумиха. Я даже выразить не пробую, Как на душе светло и тихо.

Им стараешься добро, а они норовят тебе нож в ребро.

Будущее — это худшая из всех абстракций. Будущее никогда не приходит таким, каким его ждешь.

Я знал двух влюблённых, живших в Петрограде в дни революции и не заметивших её.

Принадлежность к типу есть конец человека, его осуждение.

Попадаются люди с талантом. Но сейчас очень в ходу разные кружки и объединения. Всякая стадность — прибежище неодарённости, всё равно верность ли это Соловьёву, или Канту, или Марксу. Истину ищут только одиночки и порывают со всеми, кто любит её недостаточно.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Был темный дождливый день в две краски. Всё освещенное казалось белым, всё неосвещенное — черным. И на душе был такой же мрак упрощения, без смягчающих переходов и полутеней.

За что же мне такая участь, что я всё вижу и так обо всём болею?

Когда он уехал, ей показалось, что стало тихо во всём городе и даже в меньшем количестве стали летать по небу вороны.

Ещё более, чем общность душ, их объединяла пропасть, отделявшая их от остального мира. Им обоим было одинаково немило всё фатально типическое в современном человеке, его заученная восторженность, крикливая приподнятость и та смертная бескрылость, которую так старательно распространяют неисчислимые работники наук и искусств для того, чтобы гениальность продолжала оставаться большою редкостью.

В делах житейских эти предприимчивые, уверенные в себе, повелительные люди незаменимы. В делах сердечных петушащееся усатое мужское самодовольство отвратительно.

Я без ума, без памяти, без конца люблю тебя.

Но давай и безумствовать, сердце мое, если ничего, кроме безумства, нам не осталось.

Революции производят люди действенные, односторонние фанатики, гении самоограничения. Они в несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, многие годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.

Мне невероятно, до страсти хочется жить, а жить ведь значит всегда порываться вперед, к высшему, к совершенству и достигать его.

О, с какою силою, как проницательно чувствуют в детстве, впервые!

О, как хочется иногда из бездарно-возвышенного, беспросветного человеческого словоговорения в кажущееся безмолвие природы, в каторжное беззвучие долгого, упорного труда, в бессловесность крепкого сна, истинной музыки и немеющего от полноты души тихого сердечного прикосновения!

Ей не хочется нравиться, быть красивой, пленяющей. Она презирает эту сторону женской сущности и как бы казнит себя за то, что так хороша. И эта гордая враждебность к себе удесятеряет ее неотразимость.

Каким непоправимым ничтожеством надо быть, чтобы играть в жизни только одну роль, занимать одно лишь место в обществе, значить всего только одно и то же!

Печку топить — это вам не на рояле играть. Надо поучиться.

Война — особое звено в цепи революционных десятилетий. Кончилось действие причин, прямо лежавших в природе переворота. Стали сказываться итоги косвенные, плоды плодов, последствия последствий. Извлечённая из бедствий закалка характеров, неизбалованность, героизм, готовность к крупному, отчаянному, небывалому. Это качества сказочные, ошеломляющие, и они составляют нравственный цвет поколения.

«Не трогать, свежевыкрашен», — Душа не береглась, И память — в пятнах икр и щек, И рук, и губ, и глаз.

Всякая любовь есть переход в новую веру.

Недотрога, тихоня в быту, Ты сейчас вся огонь, вся горенье. Дай запру я твою красоту В тёмном тереме стихотворенья.

Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет.

Верю я, придет пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.

Рассудок? Но он — как луна для лунатика. Мы в дружбе, но я не его сосуд.

Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты — Та Женщина.

Меня с детства удивляла эта страсть большинства быть в каком-то отношении типическим, обязательно представлять какой-нибудь разряд или категорию, а не быть собой. Откуда это, такое сильное в наше время поколение типичности? Как не понимать, что типичность – это утрата души и лица, гибель судьбы и имени!

Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.

Любимая, — жуть! Когда любит поэт, Влюбляется бог неприкаянный.

Сильней на свете тяга прочь, и манит страсть к разрывам.

Приедается всё. Лишь тебе не дано примелькаться.

Снявши шапку, Сто слепящих фотографий Ночью снял на память гром.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

Я ими всеми побежден, И только в том моя победа.

В стихи б я внес дыханье роз, Дыханье мяты…

«Тише!» — Крикнул кто-то, Не вынесши тишины.

Неумение найти и сказать правду — недостаток, которого никаким уменьем говорить неправду не покрыть.

Когда сквозь иней на окне Не видно света божья, Безвыходность тоски вдвойне С пустыней моря схожа.

Поцелуй был как лето. Он медлил и медлил, Лишь потом разражалась гроза.

И я старался дружбу свесть С людьми из трудового званья, За что и делали мне честь, Меня считая тоже рванью.

Я один. Всё тонет в фарисействе. Жизнь прожить — не поле перейти.

Жить и сгорать у всех в обычае, Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к свету и величию Своею жертвой путь прочертишь.

Помешай мне, попробуй. Приди, покусись потушить Этот приступ печали, гремящей сегодня…

Как с полки, жизнь мою достала И пыль обдула.

Ни у какой истинной книги нет первой страницы. Как лесной шум, она зарождается Бог весть где, и растет, и катится, будя заповедные дебри, и вдруг, в самый темный, ошеломительный и панический миг, заговаривает всеми вершинами сразу, докатившись.

В нашу прозу с ее безобразьем С октября забредает зима. Небеса опускаются наземь, Точно занавеса бахрома.

… Жизнь не ждет. Не оглянешься и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год.

Но кто мы и откуда, Когда от всех тех лет Остались пересуды, а нас На свете нет.

Наяву ли всё? Время ли разгуливать? Лучше вечно спать, спать, спать, спать И не видеть снов.

Сказочно только рядовое, когда его коснется рука гения.

Нравственности учит вкус, вкусу же учит сила.

Все горе в том, что я люблю тебя, а ты меня не любишь. Я стараюсь найти смысл этого осуждения, истолковать, оправдать, роюсь, копаюсь в себе, перебираю всю нашу жизнь и все, что я о себе знаю, и не вижу начала и не могу вспомнить, что я сделала и чем навлекла это несчастье. Ты как-то превратно, недобрыми глазами смотришь на меня, ты видишь меня искаженно, как в кривом зеркале. А я люблю тебя.

Не надо любить так запасливо и торопливо, как бы из страха, не пришлось бы потом полюбить еще сильней.

Прелесть моя незабвенная! Пока тебя помнят вгибы локтей моих, пока ещё ты на руках и губах моих, я побуду с тобой. Я выплачу слезы о тебе в чём-нибудь достойном, остающемся. Я запишу память о тебе в нежном, нежном, щемящем печальном изображении. Я останусь тут, пока этого не сделаю.

Как хорошо на свете! Но почему от этого всегда так больно?

Нельзя без последствий для здоровья изо дня в день проявлять себя противно тому, что чувствуешь; распинаться перед тем, чего не любишь, радоваться тому, что приносит несчастье. Наша нервная система не пустой звук, не выдумка. Она — состоящее из волокон физическое тело. Наша душа занимает место в пространстве и помещается в нас как зубы во рту. Ее нельзя без конца насиловать безнаказанно.

Счастье обособленное не есть счастье.

Искусство служит красоте, а красота есть счастье обладания формой, форма же есть органический ключ существования, формой должно владеть все живущее, чтобы существовать и, таким образом, искусство — есть рассказ о счастье существования.

Спор нельзя решать железом Вложи свой меч на место, человек.

Взрослый мужчина должен, стиснув зубы, разделять судьбу родного края.

Для вдохновителей революции суматоха перемен и перестановок — единственная родная стихия. Их хлебом не корми, а подай им что-нибудь в масштабе земного шара. Построения миров, переходные периоды — это их самоцель. Ничему другому они не учились, ничего не умеют.

В снег такое наслаждение слушать длинные умные рассуждения.

Шаг вперёд в науке делается по закону отталкивания, с опровержения царящих заблуждений и ложных теорий.

Сознание — яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе.

Но в том то и дело, что человека столетиями поднимала над животными и уносила ввысь не палка, а музыка: неотразимость безоружной истины, притягательность ее примера.

Что значит быть евреем? Для чего это существует? Чем вознаграждается или оправдывается этот безоружный вызов, ничего не приносящий, кроме горя?

Любить иных — тяжелый крест.

Дар любви, как всякий другой дар. Он может быть и велик, но без благословения он не проявится.

Все горе в том, что я тебя люблю, а ты меня не любишь.

Все решительно матери — матери великих людей, и не их вина, что жизнь потом обманывает их.

Талант — в высшем широчайшем понятии есть дар жизни.

Искусство, в том числе и трагическое, есть рассказ о счастье существования.

Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит этим жизнь.

Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас.

К добру надо привлекать добром.

Перевороты длятся недели, много годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне.

Этим и страшна жизнь кругом. Чем она оглушает, громом и молнией? Нет, косыми взглядами и шепотом оговора. В ней все подвох и двусмысленность. И над сильным властвует подлый и слабый.

А что такое история? Это установление вековых работ по последовательной разгадке смерти и ее будущему преодолению. Для этого открывают математическую бесконечность и электромагнитные волны, для этого пишут симфонии.

Скромность комнат Спорила с комфортом.

Будущего недостаточно, Старого, нового мало. Надо, чтоб елкою святочной Вечность средь комнаты стала.

Мир — это музыка, к которой надо найти слова!

Из ряда многих поколений Выходит кто-нибудь вперед. Предвестьем льгот приходит гений И гнетом мстит за свой уход.

Всё, что реально существует, существует в рамках настоящего.

Я унизил себя до неверья. Я унизил себя до тоски.

Я — человек отвратительный. Мне на пользу только дурное, а хорошее во вред. Право, я словно рак, который хорошеет в кипятке.

Пройдут года, ты вступишь в брак, Забудешь неустройства.

Тишина, ты — лучшее Из всего, что слышал.

Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно — губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно всасывать и насыщаться. Они сочли, что оно может быть разложено на средства изобразительности, тогда как оно складывается из органов восприятия. Ему следует всегда быть в зрителях и глядеть всех чище, восприимчивей и верней, а в наши дни оно познало пудру, уборную и показывается с эстрады.

Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить.

Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать.

Я больше всех удач и бед За то тебя любил, Что пожелтелый белый свет С тобой — белей белил.

Разве когда любят, унижают?

Сними ладонь с моей груди, Мы провода под током. Друг к другу вновь, того гляди, Нас бросит ненароком.

Цитаты о любви пастернак

162 цитаты 10 подписчиков

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января [10 февраля] 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский писатель, поэт, переводчик, один из крупнейших поэтов XX века. Википедия.

Так любить, чтоб замирало сердце, Чтобы каждый вздох — как в первый раз, Чтоб душою только отогреться У огня любимых, милых глаз.

Так любить, чтоб за минуту счастья Можно было жизнь свою отдать, Чтобы, несмотря на все ненастья, Все равно надеяться и ждать.

Чтобы каждый взгляд — как откровение, Каждый поцелуй — как Божий дар. Чтобы и волос прикосновение В сердце разжигало бы пожар. … показать весь текст …

Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни ( Борис Пастернак)

Учись прощать… Молись за обижающих, Зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит Голгофская звезда.

Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слез, И кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом, … показать весь текст …

Не слушай сплетен о другом. Чурайся старых своден. Ни в чем не меряйся с врагом, Его пример не годен.

Чем громче о тебе галдёж, Тем умолкай надменней. Не довершай чужую ложь Позором объяснений.

Мело, мело по всей земле Во все пределы. Свеча горела на столе, Свеча горела. . Как летом роем мошкора Летит на пламя, Слетались хлопья со двора К оконной раме. . Метель лепила на столе Кружки и стрелы. Свеча горела на столе, Свеча горела. … показать весь текст …

Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись.

Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. … показать весь текст …

Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Только белых мокрых комьев Быстрый промельк моховой, Только крыши, снег, и, кроме Крыш и снега, никого. И опять зачертит иней, И опять завертит мной Прошлогоднее унынье И дела зимы иной. Но нежданно по портьере Пробежит сомненья дрожь, — … показать весь текст …

Тишина — ты лучшее из того, что я слышал.

Не убегайте от своей любви, не разрушайте маленькое счастье, не говорите тихо:’уходи’, когда душа разорвана на части! не убегайте от своей любви, не стройте стен, они вам не спасенье! себе не лгите, что свободны вы, кто любит, обречен на заточенье. не убегайте от своей любви, дарите счастье тем, кто рядом с вами! не позволяйте зависти и лжи овладевать вдруг вашими сердцами! не убегайте от своей любви, и никогда ее не оставляйте! … показать весь текст …

Источник

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]