Мудрость и эрудиция всегда высоко ценились практически во всех общественных системах. Причем более приоритетным считалось не просто обладание знаниями, а умение их в нужный момент применить на практике. Именно это и называлось мудростью. Колыбелью европейской культуры принято считать Элладу. В связи с этим совсем не удивительно, что именно мудрецы Древней Греции считаются первыми, кто пролил светоч знаний на темные тогда ещё народы Старого Света. Именно им приписывается систематизация накопленного до тех пор человечеством опыта и реализация его на примере собственной жизни.
С древнейших времен люди пытались выделить наиболее выдающихся представителей человечества. Ещё во времена античности были названы семь мудрецов Древней Греции, личности, которые по представлению эллинов обладали наибольшим запасом знаний. Данное количество было выбрано не случайно. Число «семь» обладало сакральным и религиозным смыслом. Но если количество гениев оставалось неизменным, то их имена менялись в зависимости от времени и места составления списка. До наших дней дошло несколько его вариантов, в которых значатся мудрецы Древней Греции.
Фалес Милетский (640 – 546 гг. до н.э.)
Фалес был одним из первых античных философов и основателем так называемой ионийской школы. Родился он в городе Милете, расположенном в Малой Азии, что на территории современной Турции, откуда и получил свое прозвище. Кроме философии, достиг особых познаний в астрономии и геометрии, благодаря изучению наследия египтян и ученых Месопотамии. Именно ему приписывается разделение календарного года на 365 дней. К сожалению, все мысли и изречения Фалеса Милетского дошли до нас только через труды позднейших философов.
Солон Афинский (640 – 559 гг. до н.э.)
Солон – знаменитый афинский философ, поэт и законодатель. По преданию, происходил из царского рода Кодридов, но, несмотря на это, его родители были людьми с небольшим достатком. Затем Солон смог разбогатеть, а после стал самой влиятельной политической фигурой в Афинах. Именно он считается создателем демократических законов, которые практически в неизменном виде продержались в этом городе несколько столетий. К концу жизни добровольно отошел от власти. Также весьма высоко Солон ценился современниками как поэт и мыслитель. На вопрос лидийского царя Креза, знает ли Солон кого-нибудь счастливее его, афинский философ ответил, что об этом можно судить только после смерти человека.
Сократ
Современники называли внешность Сократа уродливой и никак не соответствовавшей красоте его души: он был маленького роста, с большим животом, курносый, толстогубый, с выпуклым лысым лбом. Мраморная голова Сократа, I в. н. э. Национальный музей, Рим
Сократ (469–399 гг. до н. э.) был самобытным философом, родившимся и проведшим всю жизнь в Афинах. Подобно софистам его интересовали вопросы практической жизни, он был мастером диалектического метода и часто выступал с критикой существующих порядков, однако, в отличие от софистов, верил в абсолютные ценности, справедливость, истину и Бога. Его блестящие остроумные диалоги имели целью заставить собеседника отказаться от бездумного использования традиции и искать истину на пути самопознания. Судьба человека и сам смысл его жизни, по убеждению Сократа, заключались в том, чтобы жить в согласии с собственной природой. Этой цели человек мог достичь путем воспитания, размышления и диалога. У определенной части афинской публики рассуждения Сократа вызывали недовольство и потому в период реакции, последовавший за поражением в войне со Спартой, его привлекли к суду по обвинению в неуважении к религии и в развращении юношества ложными идеалами. Резонанс этого дела вызвал глубокий раскол в обществе, но Сократу так и не удалось убедить судей в своей невинов ности. В 399 г. до н. э. он был приговорен к смерти и принял чашу с ядом.
Биант Приенский (590 – 530 гг. до н.э)
Биант, наверное, является более загадочной фигурой, чем остальные мудрецы Древней Греции. О его жизни известно очень мало. Он был судьей в городе Приена, где прославился своими мудрыми решениями, а однажды даже спас родной город от лидийского царя Аллиата. Но когда его родину покорил персидский правитель Кир, Бианту пришлось оставить поселение, ничего с собой при этом не взяв.
Мудрые цитаты со смыслом
- Извлекай опыт из поражений, и ты обречен на победу.
- Помни, что бы ты не делал за спиной у людей, ты делаешь это на глазах у Бога. (Рекомендуем прочитать 122 цитаты про Бога, которые заставляют задуматься о его существовании).
- Плохо, когда нет у тебя друзей, но намного хуже, когда ты веришь в то, что они у тебя есть.
- Хочешь заглушить голос собственного сердца? Тогда добейся аплодисментов толпы.
- Окружи человека толпой и ему не придётся думать.
- Отношение к окружающим сильно зависит от того, зачем они тебя окружили.
- Если есть выбор кого распинать, толпа всегда спасает Варраву.
- Чем ниже интеллект, тем громче оскорбления.
- Счастье — это когда Бога благодаришь чаще чем просишь.
- Чем больше в человеке гордости, тем сильнее его раздражают успехи других людей.
- Не просите у Бога лёгкой жизни, а просите, чтобы он сделал вас сильней.
- Ты можешь находиться на вершине самой высокой горы, а кто-то на дне самой глубокой земной пропасти. Но тебе так же далеко до звёзд, как и ему.
- Бог не умирает, когда мы перестаём верить в него. Это мы умираем!
- Очень просто влюбиться в красивые глазки, но ПОЛЮБИТЬ можно лишь красивое сердце!
- Самая красивая женщина на свете — это та, которую ты любишь. Самый любимый мужчина — это тот, для кого ты самая красивая на свете.
- У настоящих мужчин жёны счастливые, у остальных — сильные.
- Некоторые носят на шее крестики, а в душе — нолики.
- Любовь — это чувство глубокой привязанности, а не просто привычка быть вместе.
- Возможно, мудрость и не приносит видимых доходов, но она точно помогает избегать лишних затрат.
- В этом мире важно положение человека, а не сам человек, в чём он одет, а не то, что он из себя представляет.
Питтак Митиленский (651 – 569 гг. до н.э.)
Питтак был знаменитым мудрецом, полководцем и правителем малоазийского города Митилены. Заслужил славу тираноборца, освободив родной город от деспотии Меланхра. Также известен как выдающийся законодатель. Его изречение о том, что с неизбежностью не спорят даже боги, очень высоко ценилось, как и другие афоризмы мудрецов Древней Греции. Добровольно сложил с себя власть.
Все вышеперечисленные мыслители и философы входили в список 7 мудрецов Древней Греции абсолютно во всех редакциях. Те, о ком будет разговор ниже, были включены в платоновский вариант перечня величайших людей Эллады и некоторых других составителей. Но все-таки они встречаются далеко не во всех списках, в которые внесены семь мудрецов из Древней Греции.
Платон
Платон. Римская мраморная копия с греческого оригинала IV до н. э. Музей Ватикана
Платон (427–347 гг. до н. э.) происходил из древнего афинского рода, получил прекрасное образование, в том числе у софистов. В 407 г. до н. э. стал учеником Сократа, что определило всю его жизнь и творчество. После смерти своего учителя на долгие годы покинул Афины, куда вернулся лишь в 387 г. до н. э. уже известным философом. Здесь Платон основал первую философскую школу, знаменитую Академию. Тут же были написаны его основные произведения, изложенные в форме диалогов между Сократом и учениками. Сердцевиной платоновской философии выступает учение о государстве. Согласно взглядам философа полис представляет собой важнейшую школу воспитания добродетели, которая понимается как соответствие собственной природе. В зависимости от преобладающего начала, население идеального государства делится на три сословия: — философов, характеру которых соответствует разумное начало, воинов, у которых определяющей чертой является мужество, и тружеников, добродетель которых состоит в послушании. Гармоничное сочетание занятий всех трех групп и их добродетелей создает справедливый государственный строй. Чтобы исключить возможности для развития корыстолюбия и эгоизма, Платон предлагает ликвидировать частную собственность и семейный институт. Воспитанием детей должно заниматься государство, их последующее положение в обществе определяется характером и наклонностями. Мистическая часть размышлений Платона связана с пифагорейским учением о бессмертии души и посмертном перерождении. Философ полагал, что идеальные образы, например мысли, представляют собой «воспоминания» души мира идей. Окружающая среда является лишь отражением подлинной действительности, в которой душа пребывала до рождения и куда она стремится вернуться после смерти. Из этой предпосылки Платон приходит к идее бессмертия: «Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти. Однако в таком случае она непременно должна существовать и после смерти, ведь ей предстоит родиться снова».
Список Диогена Лаэртского
Кроме перечня Платона, наиболее известен список, в который включены семь мудрецов Древней Греции, выдающегося историка философии Диогена Лаэртского, жившего предположительно в конце II-начале III в. н.э. Единственное отличие этого перечня от предыдущего в том, что вместо Мисона в него включен коринфский тиран Периандр. Некоторые ученые считают именно этот список изначальным, несмотря на то что Диоген жил намного позже Платона. Данный парадокс объясняется тем, что последний из-за своего неприятия тирании мог исключить из перечня Периандра, а включить менее известного Мисона. Диоген же в своем труде использовал более древний источник.
Имена всех остальных мудрецов в обоих списках полностью совпадают.
Софисты
Изначально софистами назывались те, кто отличался значительными познаниями, в том числе семь мудрецов, Пифагор и его ученики, ионийские натурфилософы. С середины V в. до н. э. это название стало относиться главным образом к странствую щим учителям мудрости. Гораздо больше тайн природы софистов привлекали проблемы человека и общества. Они считали свое учение промежуточным звеном между философией и политикой. В центре их рассуждений находился человек. Как говорил Протагор, один из самых знаменитых софистов: «Человек есть мера всех вещей». Это определение подразумевает, что мир таков, каким мы его ощущаем, и что нет основополагающей и всеобщей истины. В споре можно отстоять совершенно любую точку зрения, если хорошо владеешь искусством риторики. Целью софистов было воспитание будущих политических лидеров, в совершенстве владеющих искусством красноречия. Ради этого они разработали ряд дисциплин, прежде всего логику и риторику, которые, с их точки зрения, являлись ключом к общественному признанию.
Величайшими мудрецами традиция считала семь философов и государственных деятелей VII–VI вв. до н. э. Единого списка не существовало, разные авторы включали в него до 20 имен. Чаще всего встречаются Фалес, Биант, Солон, Питтак, Клеобул, Хилон и Периандр. Семи мудрецам приписывались афоризмы, в основном выражающие их отношение к практической жизни: «мера важнее всего» (Клеобул), «главное в жизни — конец» (Солон), «познай самого себя» (Хилон) и т. д.
Периандр Коринфский (667 – 585 гг. до н.э.)
Периандр, правитель Коринфа, наверное, — самая неоднозначная фигура из всех 7 мудрецов Древней Греции. С одной стороны, он отличался удивительным умом, был великим изобретателем и строителем, модернизировавшим волок через перешеек, отделявший Пелопонесский полуостров от материка, а затем начавший строить через него канал. Кроме того, Периандр покровительствовал искусству, а также значительно укрепил армию, что позволило возвыситься Коринфу как никогда прежде. Но с другой стороны, историки характеризуют его как типичного жестокого тирана, особенно во второй половине правления.
По преданию, Периандр умер от того, что не смог перенести смерти своего сына, на которую сам его обрек.
Другие списки
В списках других авторов неизменными остаются только имена Фалеса, Солона, Бианта и Питтака. Личности остальных мудрецов могут варьироваться и значительно отличаться от двух классических версий.
Акусилай (VI в. до н.э.) – эллинский историк, живший ещё до Геродота. По происхождению дориец. Традиция приписывает именно ему первое историческое произведение, написанное в прозе.
Анаксагор (500 – 428 гг. до н. э.) – философ и известный математик из Малой Азии. Также практиковал астрономию. Пытался объяснить строение Вселенной.
Анахарсис (605 – 545 гг. до н.э.) – скифский мудрец. Был лично знаком с Солоном и лидийским царем Крезом. Ему приписывается изобретение якоря, паруса и гончарного круга. Кроме того, Анахарсис известен своими ценными изречениями. Был убит скифами за то, что перенял эллинские обычаи. Реальность его существования ставится многими учеными под сомнение.
Пифагор (570 – 490 гг. до н.э.) – известный древнегреческий философ и геометр. Именно ему приписывается знаменитая теорема о равенстве углов в прямоугольном треугольнике. Кроме того, является основателем философской школы, позже принявшей название пифагореизм. Умер в старости собственной смертью.
Кроме того, среди тех, кого записывали в мудрецы Древней Греции, можно назвать имена Форекида, Аристодема, Лина, Эфора, Ласа, Эпименида, Леофанта, Памфила, Эпихарма, Писистрата и Орфея.
Древнегреческая философия
Этапы развития философии в Древней Греции (из Википедии):
- Архаический (досократовский) период (до VI в. до н.э.)
- Классический период античной философии (V — IV вв. до н.э.)
- Ранний эллинистический период (кон. IV — I вв. до н.э.)
- Поздний эллинистический период (кон. I в. до н.э. — VI в.)
По изучаемым проблемам древнегреческая философия прошла следующие периоды:
- Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала). Соседство-соперничество нескольких школ.
- Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ.
- Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель.
- Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья. Школы Эпикура, скептиков, стоиков.
- Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии.
- Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
Античная философия до Сократа
В Древней Греции считали, что родоначальниками греческой философии были «Семь мудрецов». Это похоже на древнеиндийскую традицию, где в состав 7 великих мудрецов включали сыновей Брахмы и некоторых других полубожественных персонажей. На самом деле состав 7 древнегреческих мудрецов варьируется — всего 17 имен в разных комбинациях. Платон в диалоге «Протагор» (IV в. до н. э.) впервые привел их список в следующем виде:
- Фалес Милетский;
- Питтак Митиленский;
- Биант Приенский;
- Солон из Афин;
- Клеобул Линдийский;
- Мисон Хенейский;
- Хилон из Спарты.
Другими античными авторами в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Ариотодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Периандр, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм, Эфор. Например, Диоген Лаэртский в состав Семи мудрецов вместо Мисона указывает Периандра.
Из этих семи мудрецов первым (по Аристотелю) считался именно Фалес Милетский. К его милетской
школе (иначе — ионийской школе натурфилософии) позже принадлежали Анаксимандр, Анаксимен, Ферекид Сиросский, Диоген Аполлонийский и другие.
За ней следует школа элеатов
, занимавшихся философией бытия (ок. 580—430 гг. до н. э.). К ней принадлежали Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский, Мелисс.
Одновременно с этой школой существовала школа Пифагора
, исследовавшая гармонию, меру, числа, к которой наряду с другими принадлежали Филолай (кон. V в. до н. э.), врач Алкмеон (ок. 520 до н. э.), теоретик музыки, философ и математик Архит Тарентский (ок. 400—365 до н. э.). Её приверженцем был также скульптор Поликлет Старший (кон. V в.до Р. X.).
Великими одиночками являются Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит
(вместе со своим полулегендарным предшественником Левкиппом и демокритовской школой). Они завершают досократовскую космологию.
К этому же архаическому периоду можно отнести и ранних софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик
).
Классическая античная философия
В начале IV в. до н. э. некоторыми учениками Сократа были основаны философские школы. Представителей этих школ называют сократиками. К сократическим школам относятся:
- Киники — основатель Антисфен (его учеником был знаменитый Диоген Синопский);
- Киренская школа (Киренаики) — основатель Аристипп из Кирены;
- Мегарская школа (Мегарики) — основатель Евклид из Мегары;
- Элидо-Эретрийская школа — основатель Федон из Элиды.
- Академия — основатель Платон (его учеником был Аристотель).
У Сократа были и другие ученики, которые не дали начала отдельным школам: Главкон
из Афин,
Кебет, Критон, Менедем, Симмий, Симон-кожевник, Эсхин
. Слушателем Сократа был также писатель Ксенофонта. Благодаря его сочинениям мы знаем об учении Сократа.
Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 2000 лет стали центром европейской философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.
Сторонники Платона группируются в школу, известную под названием Академии
(древняя Академия — 348—270 до н.э., средняя — 315—215 до н.э., новая — 160 до н.э. — 529 н.э.). Важнейшие представители средней Академии — Аркесилай и Карнеад; новой — Цицерон и Марк Теренций Варрон (116-28 до н.э.). За Академией следует т. н. «средний» (в отличие от «нового») платонизм, куда наряду с другими входили Плутарх Херонейский (ок. 45 — 120) и Фрасилл (комментатор Платона и придворный астролог Тиберия).
Сторонники Аристотеля (ученика Платона, критиковавший некоторые положения своего учителя), большей частью известные учёные, занимавшиеся вопросами конкретных наук, назывались перипатетиками; среди более древних перипатетиков наряду с другими известны ботаник и характеролог Теофраст, теоретик музыки Аристоксен (ок. 350 до н. э.), историк и политик Дикеарх из Мессины; среди более поздних перипатетиков — физик Стратон, географ и астроном Аристарх Самосский (ученик Стратона, ок. 250 до н. э.) и Клавдий Птолемей (ок. 150 н.э.), врач Гален, комментатор Аристотеля Андроник Родосский (ок. 70 до н. э.).
Диоген Лаэртский о происхождении философии
Было бы ошибкой приписывать варварам открытия эллинов (Диоген Лаэртский)
Занятия философией, как некоторые полагают, начались впервые у варваров: а именно у персов были их маги
, у вавилонян и ассириян –
халдеи
, у индийцев –
гимнософисты
, у кельтов и галлов – так называемые
друиды
и
семнофеи
[?] (об этом пишут Аристотель в своей книге «О магии» и Сотион в XXIII книге «Преемств»); финикийцем был Ох, фракийцем – Замолксис, ливийцем – Атлант. Египтяне уверяют, что начинателем философии, хранимой жрецами и пророками, был Гефест, сын Нила; от него до Александра Македонского прошло 48 863 года, и за это время было 373 солнечных затмения и 332 лунных. [!!!] А от магов, первым из которых был перс Зороастр, и до падения Трои, по счету платоника Гермодора (в книге «О науках»), прошло 5000 лет; по счету же Ксанфа Лидийского, от Зороастра до переправы Ксеркса прошло 6000 лет, причем после Зороастра следовал длинный ряд магов-преемников – и Остан, и Астрампсих, и Гобрий, и Пазат, вплоть до сокрушения Персии Александром Македонским.
И все же это большая ошибка – приписывать варварам открытия эллинов: ведь не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов. В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей, а среди фиванцев – Лин.
Мусей, сын Евмолпа, первый, по преданию, учил о происхождении богов и первый построил шар; он учил, что все на свете рождается из Единого и разрешается в Едином. Умер он в Фалере [этрусское название Валерии].
От Евмолпа, отца этого Мусея, получил свое имя афинский род Евмолпидов.
Лин, по преданию, был сыном Гермеса и музы Урании; он учил о происхождении мира, о путях солнца и луны, о рождении животных и растений. Поэма его начинается так: Было время, когда все в мире явилося вместе…
Отсюда и взял Анаксагор свое учение, что все в мире возникло совокупно и лишь потом явился Ум и внес в это порядок. Умер этот Лин на Евбее от стрелы Аполлона [солнечный удар?].
Вот таким образом началась у эллинов философия, самое имя которой чуждо варварской речи.
Те, кто приписывают открытие философии варварам, указывают еще и на фракийца Орфея [скорее всего, их было 2], называя его философом, и притом древнейшим. Но я не уверен, можно ли называть философом человека, который говорил о богах так, как он; да и вообще не знаю, как назвать человека, который бесстыдно приписывает богам все людские страсти, в том числе такие мерзкие дела, которые редкому человеку и на язык придут. Сказание гласит, что Орфей был растерзан женщинами [Орфей-2?]; но в македонском городе Дне
есть надпись о том, что он погиб от молнии [Орфей-1?]:
Музами здесь погребен Орфей, златолирный фракиец, Зевса, владыки небес, дымным перуном сражен.
Сторонники варварского происхождения философии описывают и то, какой вид она имела у каждого из народов.
Гимнософисты [индийские йоги] и друиды [кельтские жрецы], по их словам, говорили загадочными изречениями, учили чтить богов, не делать зла и упражняться в мужестве; гимнософисты презирали даже смерть, как свидетельствует Клитарх
в XII книге.
Халдеи занимались астрономией и предсказаниями.
Маги проводили время в служении богам, жертвоприношениях и молитвах, полагая, что боги внемлют только им; рассуждали о сущности и происхождении богов, считая богами огонь, землю и воду; отвергали изображения богов, в особенности же различение богов мужеского и женского пола. Они составляли сочинения о справедливости; утверждали, что предавать покойников огню – нечестиво, а сожительствовать с матерью или дочерью – не нечестиво (так пишет Сотион в XXIII книге); занимались гаданиями, прорицаниями и утверждали, будто боги являются им воочию, да и вообще воздух полон видностей, истечение или воспарение которых различимо для зоркого глаза. Они не носили золота и украшений, одежда у них была белая, постелью им служила земля, пищей – овощи, сыр и грубый хлеб, посохом – тростник; тростником же они прокалывали и подносили ко рту кусочки сыра за едой. Колдовством они не занимались, как свидетельствуют Аристотель в книге «О магии» и Дион в V книге «Истории»; последний добавляет, что, судя по имени, Зороастр был звездопоклонником, и в этом с ним согласен Гермодор. Аристотель в I книге «О философии» считает, что маги древнее, чем египтяне, что они признают два первоначала – доброго демона и злого демона и что первого зовут Зевс и Оромазд, а второго – Аид и Ариман; с этим согласны также Гермипп (в I книге «О магах»), Евдокс (в «Объезде Земли») и Феопомп (в VIII книге «Истории Филиппа»), причем последний добавляет, что, по учению магов, люди воскреснут из мертвых [т.е., это не только египетская идея], станут бессмертными и что только заклинаниями магов и держится сущее; то же самое рассказывает и Евдем Родосский. А Гекатей сообщает, что сами боги, по их мнению, имели начало. Клеарх из Сол в книге «О воспитании» считает гимнософистов [йогов] учениками магов, а иные возводят к магам даже иудеев. Между прочим, сочинители книг о магах оспаривают рассказ Геродота: они утверждают, что Ксеркс не пускал стрел в солнце и не погружал оков в море, ибо маги считают солнце и море богами, и что кумиры богов Ксеркс ниспроверг тоже в согласии с учением магов.
Египтяне в своей философии рассуждали о богах и о справедливости. Они утверждали, что началом всего является вещество, из него выделяются четыре стихии и в завершение являются всевозможные живые существа. Богами они считают солнце и луну, первое под именем Осириса, вторую под именем Исиды, а намеками на них служат жук, змей, коршун и другие животные (так говорят Манефон в «Краткой естественной истории» и Гекатей в I книге «О египетской философии»), которым египтяне и воздвигают кумиры и храмы, потому что обличие бога им не ведомо. Они считают, что мир шарообразен [!], что он рожден и смертен; что звезды состоят из огня, и огонь этот, умеряясь, дает жизнь всему, что есть на земле; что затмения луны бывают оттого, что луна попадает в тень Земли; что душа переживает свое тело и переселяется в другие [!]; что дождь получается из превращенного воздуха; эти и другие их учения о природе сообщают Гекатей и Аристагор. А в заботе своей о справедливости они установили у себя законы и приписали их самому Гермесу. Полезных для человека животных они считают богами. Говорят также, будто они изобрели геометрию, астрономию и арифметику. Вот что известно об открытии философии.
Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор
, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта (как пишет Гераклид Понтийский в книге «О бездыханной женщине»); мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами [мудрователями], и не только мудрецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в «Архилохах», желая похвалить этих писателей.
Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак
; к ним причисляют также
Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского
, а некоторые и тирана Писистрата [!]. Вот кто были мудрецы.
Философия же имела два начала: одно – от Анаксимандра
, а другое – от
Пифагора
; Анаксимандр учился у
Фалеса
, а наставником Пифагора был
Ферекид
. Первая философия называется
ионийской
, потому что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Милета; вторая называется
италийской
, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии. Ионийская [греко-малоазийская, а по происхождению — тирренская?] философия завершается Клитомахом, Хрисиппом и Феофрастом, италийская же – Эпикуром.
А именно преемником Фалеса был Анаксимандр, за ним следовал Анаксимен, затем – Анаксагор, затем – Архелай, затем – Сократ, который ввел этику; за Сократом – сократики, и среди них Платон, основатель Старшей академии, за Платоном – Спевсипп и Ксенократ, затем Полемон, затем Крантор и Кратет, затем Аркесилай, с которого начинается Средняя академия; затем Лакид, начинатель Новой академии, затем Карнеад, затем Клитомах; вот как эта философия завершается Клитомахом. Хрисиппом же она завершается так: учеником Сократа был Антисфен, за ним следовал киник Диоген, затем Кратет Фиванский, затем Зенон Китийский, затем Клеанф, затем Хрисипп. А Феофрастом она завершается так: учеником Платона был Аристотель, а учеником Аристотеля – Феофраст. Вот каким образом завершается ионийская философия.
Италийская же философия такова [тоже от ионийцев]: учеником Ферекида был Пифагор, за нам следовал сын его Телавг, затем Ксенофан, затем Парменид, затем Зенон Элейский, затем Левкипп, затем Демокрит, затем многие другие, в том числе Навсифан (и Навкид) 19, а за ними – Эпикур.
Философы разделяются на догматиков
и
скептиков
. Догматики – это все те, которые рассуждают о предметах, считая их постижимыми; скептики – это те, которые воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми.
Некоторые философы оставили после себя сочинения, а некоторые совсем ничего не писали. Среди последних – Сократ, Стильпон, Филипп, Менедем, Пиррон, Феодор, Карнеад, Брисон, а по мнению иных, также и Пифагор и Аристон Хиосский (если не считать нескольких писем). По одному лишь сочинению оставили Мелисс, Парменид, Анаксагор. Много написал Зенон, еще больше Ксенофан, еще больше Демокрит, еще больше Аристотель, еще больше Эпикур, еще больше Хрисипп.
Некоторые философы получили наименование по городам, например элейцы, мегарики, эретрийцы и киренаики; некоторые – по местам занятий, например академики и стоики 20; некоторые – по особенностям занятий, например перипатетики — гуляющие; некоторые – в насмешку, например киники-собаки; некоторые – по предрасположению, например евдемоники – искатели счастья; некоторые – по образу мыслей, например филалеты-правдолюбцы, эленктики-опровергатели 21, аналогеты-сопоставители; некоторые – по именам своих наставников, например сократики, эпикурейцы и прочие.
Наконец, одни философы называются физиками
, за изучение природы; другие –
этиками
, за рассуждение о нравах; третьи –
диалектиками
, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии; физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика – о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род – физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского – диалектика.
В этике существуют 10 школ: академическая
,
киренская
,
элидская
,
мегарская
,
киническая
,
эретрийская
,
диалектическая
,
перипатетическая
,
стоическая
,
эпикурейская
. Основателем старшей академической был Платон, средней – Аркесилай, новой – Лакид; основателем киренской – Аристипп Киренский; основателем элидской – Федон Элидский; основателем мегарской – Евклид Мегарский; основателем кинической – Антисфен Афинский; основателем эретрийской – Менедем Эретрийский; основателем диалектической – Клитомах Карфагенский; основателем перипатетической – Аристотель Стагирийский; основателем стоической – Зенон Китийский; эпикурейская же школа прямо названа по Эпикуру.
Впрочем, Гиппобот в своей книге «О философских школах» перечисляет 9 школ и учений: во-первых, мегарскую, во-вторых, эретрийскую, в-третьих, киренскую, в-четвертых, эпикурейскую, в-пятых, Анникеридову, в-шестых, Феодорову, в-седьмых, Зенонову стоическую, в-восьмых, старшую академическую, в-девятых, перипатетическую; ни кинической, ни элидской, ни диалектической он не упоминает [?].
Пирроновскую
школу из-за неясности ее воззрений по большей части тоже не включают в счет, а некоторые считают, что отчасти она является школой, отчасти же нет. Ее можно считать школой постольку, поскольку школой мы называем тех, кто придерживается (или делает вид, что придерживается) того или иного истолкования видимых явлений; на этом основании действительно можно говорить о
скептической
школе. Если же школой называть тех, кто привержен к известным догмам и придерживается их, то здесь нельзя говорить о школе, ибо догм у нее нет.
Вот каковы в философии начала, преемственности, деление на части и деление на школы. К этим школам не так давно Потамон Александрийский прибавил еще одну, эклектическую
, отобрав из всех школ то, что ему хотелось. По его мнению (как он пишет в книге «Первоосновы»), критериев истины существует два: первый – тот, который выносит решение, то есть ведущее начало души, и второй – тот, благодаря которому выносится решение, например ясный и точный образ; началами всего являются вещество, деятель, качество и место, то есть «из чего», «что», «как» и «где». Конечно же, целью, к которой все стремится, он считал жизнь, совершенную во всех добродетелях, но вместе с тем не лишающую и тело его благ, как природных, так и внешних.
Теперь мне следует повести речь о самих этих мужах, начиная с Фалеса.
Древнегреческие философы
Философы Эллады (группировка по Диогену Лаэртскому, названия групп — условные):
, афинянин (ок. 469 — 399 г. до н.э.) из Кирены (ок. 435 — ок. 355 до н.э.) — основатель Киренской школы из Элиды (IV в. до н.э.) — основатель Элидо-Эретрийской школы из Мегары (математик — ок. 300 г. до н.э.) — основатель Мегарской школы
, афинянин (428/427 — 348/347 до н.э.)
из Стагира (384 — 322 до н.э.), ученик Платона
, афинянин (444/435 — 370/360 до н.э.) — основатель школы киников Синопский (ок. 412 — 10 июня 323 до н.э.)
Китийский (346/336/333 — 264/262 до н.э.) и историометром — он не основал эти направления, но шел к ним, подсознательно понимая, что все нужно измерять, и в этих измерениях искать закономерности.]
(570—490 гг. до н.э.) [до Сократа]
из Абдеры (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) Элидский (360 — 270 до н.э.) — основатель скептицизма, на что повлияли индийские учения (342/341 — 271/270 до н.э.) Другие философы Эллады (не упомянутые Диогеном Лаэртским): |
Итак, основатели философских школ Древней Греции рождались в 7-х — 4-х веках до нашей эры (от Фалеса в 640 г. до Эпикура в 342 г. до Р.Х.) — в течении 300 лет. Этот период в историометрии называют «Осевым временем»
— и не только для Эллады, но и для Индии, Китая и Израиля, скорее всего — и Персии.
Именно в этот исторический интервал родились и действовали основоположники других крупных учений человечества — джайнизма (Шои Махавира, 599-527 год до н. э., но истоки раньше), буддизма (Будда Гаутама Шакьямуни, 563-483 до н. э., но в традициях есть и др. датировки), даосизма (Лао-цзы, VI-V века до н. э.), возможно также зороастризма (Заратуштра, где-то в 628-551 гг. до н. э., но, может быть, и в XII-X вв. до н. э.), а в Израиле проповедовали трое из четырёх великих иудейских пророка — Иезекииль
(ок. 622-570 гг. днэ),
Иеремия
(ок. 655 г. днэ),
Даниил
(VII-VI вв. днэ). а столетием раньше первый из них — Исайя (765-685 днэ).
Принципы включения в список
Можно заключить, что в список мудрейших людей эллины включали представителей самых разных родов деятельности, но чаще всего это были философы. Хотя, собственно, этот предмет они могли совмещать и с другим важным занятием – изучением математики, астрономии, естествознания, управлением государством. Впрочем, практически все науки того времени были неразрывно связаны с философией.
Данные списки могли значительно варьироваться и отличаться от двух так называемых классических версий. Во многом конкретные имена, включенные в них, зависели от места жительства и политических взглядов составителя. Так, Платон, судя по всему, именно по этим мотивам исключил из числа великих мудрецов коринфского тирана Периандра.
Не всегда в списках великих мыслителей присутствовали одни греки. Туда иногда включались представители других народов, как, например, эллинизированный скиф Анахарсис.
Основные направления античной философии
Античная греческая философия явилась парадигмой философствования на все времена. Охват проблематики в ней был универсальным и проблеме образования человека греческие мыслители также уделяли внимание.
Удивляет ортогональность философских заключений мудрецов античности. Дионисий Перебежчик
заявлял, что конечная цель есть наслаждение. А
Эрилл Карфагенский
— что конечная цель есть знание.
Софизм и его влияние на общегреческое образование (пайдея)
Первоначально греческая философия была космоцентрична, и её поворот в сторону человека начинается с софистов. Главными темами софистики были этика, язык, искусство, политика, риторика, воспитание, всё то, что сегодня мы называем культурой. Софистам принадлежит идея, что добродетель не зависит от благородства крови и основывается только на знании. Исследование истины для них было равнозначно её распространению. С софистами педагогическая деятельность приобретает новое значение, т.к. проблему воспитания они выдвинули на первый план. Понятие культуры и образования греки, начиная с софистов, обозначили многогранным словом «пайдейа» (воспитание и образование детей, составная часть слова «энцикло-педия»). Именно софистам, их пайдейе обязана западная модель воспитания, основанная на принципе «диффузии знания».
Пайдейа – это вселенская образованность как проявление заложенного в человеке стремления к самореализации в условиях развитой культуры. Это слово включало в себя идею человека как меры всех вещей, призыв к человеку «познай самого себя!», идею человека-гражданина, верховенство человеческого разума, а также идеалы демократии и гуманизма. Греческая «пайдейа», создав мифы о Прометее, Аполлоне, Дионисе
, тем самым заложила основы различных культурных традиций. Не случайно,
А. Ф. Лосев
считал миф «чудом» (Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.- 1991.- СС. 134-160). Без греческой пайдейи не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры. И хотя слово это существовало у греков до Платона и содержание его можно встретить у греческих писателей (Гомера расплывчато и в художественной форме изложил пайдейю в первых четырёх главах «Одиссеи»), концептуальное оформление этой программы мы встречаем только в период классики.
Пайдейа (от слова «паис» — ребёнок)– это философско-педагогическая программа пути, который должен пройти грек, следуя идеалу духовного и физического совершенства (калокагатия
) через соревнования с другими (
агонистика
). Содержание этого пути — освоение философии (обретение мудрости), занятия спортом (обретение мужества) и обретение гражданских, нравственных и интеллектуальных добродетелей (
арэтэ
). Как полагали Платон и Аристотель, греческий гражданин должен был быть блестяще образован, образованность для греков была ценностью высшего порядка. Программу образования и воспитания они изложили в своих работах. Платон в «Государстве» и «Законах», а Аристотель – в трактате «О душе» и «Никомаховой этике».
Основная идея пайдейи как философии образования – индивидуация, т.е. выявление природного потенциала индивида, выявление его «творческого ядра», по словам В. Вышеславцева. В каждом индивиде, согласно этой концепции, заложена потребность выделиться, отличиться (не случайно целью каждого грека были слава и общественное признание его заслуг), и воспитатель должен был идти навстречу этой потребности воспитанника, изучая особенности его психики. Мощным средством развития психической жизни ребёнка был миф. Это была «отправная точка» греческой пайдейи, принёсшая колоссальные результаты в греческой и в европейской культуре.
Пайдейа была теорией образования интеллектуально свободных граждан. Интеллектуальная традиция, в частности, традиция философствования в Греции возникла и проходила становление как традиция свободного философствования и таковой она была завещана последующему европейскому мышлению. Это объяснялось тем, что греки не имели фиксированной и нерушимой догматики [как, например, на Востоке] – у них не было священных книг, плодов божественного откровения, не было касты жрецов, хранителей догмы (идеологов, а идеология, как известно, ложное сознание), что и обрекало с самого начала греческих мыслителей на поиски истины и блага.
- Греческая пайдейа и её значимость. Никитич Л.А.
Философия циников
Сумка, палка, плащ, подстилка, миска и каша – Но и такое добро в тягость для пса-мудреца. Видя, как мальчик-пастух хлебал над ручьем из ладоней, Крикнул он: «Миска, прощай! Ты для меня ни к чему». (Эпитафия на Диогена
)
- .
Стоицизм
- Арриан.Основания стоицизма.
Важность темы в наши дни
Безусловно, попытка греков выделить из своего числа самых выдающихся представителей и систематизировать их является одной из первых в своем роде в Древнем мире. Изучая данный список, мы можем судить о том, какие личностные качества считались наиболее значимыми в античном мире и ассоциировались с мудростью. Важно ознакомиться с данными представлениями эллинов, чтобы иметь возможность взглянуть глазами современного человека на эволюцию этого понятия на протяжении многих веков.
В России на изучение данного аспекта в школьном курсе выделена отдельная тема — «Мудрецы Древней Греции». 5 класс является оптимальным периодом обучения для восприятия таких основополагающих вопросов.