Не ошибается тот, кто ничего не делает — авторами этого фразеологизма считаются несколько известных исторических личностей: — Самым «пожилым» в списке является древнегреческий драматург Еврипид (480-е—406 до н. э.). Ему приписываются такие слова: «Человек, который много совершает, и ошибается во многом»
(Интернет дружно повторяет фразу, не указывая источник, причём, в том же Интернете в статьях с афоризмами и высказываниями Еврипида эта мысль не значится)
— Затем по реестру следует итальянский поэт ХVI века Джованни Баттиста Пескаторе (Giovanni Battista Pescatore, 15..-1558), у которого в поэме «Смерть Руджеро» (Венеция, 1548) говорится: «Chi non fa, non falla» — «Кто не делает, не грешит» —
Немецкий адвокат Пауль Винклер, живший в Бранденбурге в XVII веке, в сочинении «Три тысячи хороших мыслей» (1685) писал: «Кто ничего не делает, не ошибается; а кто не ошибается, не продвинется дальше»
— В. Даль включил сентенцию в словарь русских пословиц: «Не ошибается тот, кто ничего не делает; а кто делает — ошибается» — 26-му президенту США Теодору Рузвельту (1858-1919) приписываются слова: «Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки» — Русский писатель А. Н. Толстой (1883-1945) говорил: «Не ошибается тот, кто ничего не делает, хотя это и есть его основная ошибка» — В. И. Ленин (1870-1924) не остался в стороне: «Не ошибается тот, кто ничего практического не делает» (доклад на V съезде Советов 5 июля 1918 года)
Аналоги пословицы «не ошибается тот, кто ничего не делает»
- Ошибаться — человеческое дело, а не сознаваться — дьявольское
- Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправиться их
- Тому не стыдно, кто заблудившись в дороге, возвращается домой
- Ошибайся, да сознавайся
- Кто воду носит, тот и кувшин ломает
…Никакой инициативы. Глаза в землю и – вдоль стены. Лифтом – вжик! – в кровать – шасть! Пледом – швырк! – и сидишь в пледу. И никакой выдумки. Ты придумаешь, ты же и будешь делать, тебя же и накажут, что плохо сделал (М. Жванецкий)
Не ошибается тот, кто ничего не делает
Действительно, в советское время изречение «Не ошибается только тот, кто ничего не делает» приписывалось Ленину. В таком виде оно приведено в его канонической статье «О значении воинствующего материализма» (1922). Ничуть не реже цитировалась также цитата из ленинского доклада на V съезде Советов 5 июля 1918 года: «Не ошибается тот, кто ничего практического не делает». Разумеется, мысль эта не принадлежит вождю мирового пролетариата. Изречение, послужившее заглавием этой заметки, вероятно, попало к нам из французского языка. Это не помешало Вл. Далю включить его, чуть дополнив, в «Пословицы русского народа»: «Не ошибается тот, кто ничего не делает; а кто делает – ошибается». При всем уважении к великому лексикографу тут он нам не указ; как известно, Даль считал русской мудростью даже знаменитый афоризм Ларошфуко «Ни на солнце, ни на смерть нельзя смотреть в упор». Впрочем, первыми до мысли о безошибочности неделания додумались не французы, а итальянцы эпохи Возрождения. По-итальянски это звучит гораздо короче: «Chi non fa, non falla», то есть «Кто <�ничего> не делает, не ошибается». Эта фраза встречается, например, в поэме Джованни Баттисты Пескаторе «Смерть Руджеро» (1546), которая была продолжением «Неистового Роланда» Лудовико Ариосто. Итальянская сентенция получила развитие в Германии XVII века: «Кто ничего не делает, не ошибается; а кто не ошибается, не продвинется дальше» (Пауль Винклер, «Три тысячи хороших мыслей», 1685). Не менее популярное суждение «На ошибках учимся» представляет собой перевод с латинского «Errando discimus». Однако ошибкой было бы думать, что оно принадлежит латинянам, – нет, оно появилось лишь в Новое время. У английского неолатинского поэта Джона Оуэна находим двустишие: «Ты часто извиняешь себя, говоря: на ошибках учимся. Но если ты так часто ошибаешься, почему ты все меньше умен?» («Эпиграммы», 1606) Зато сентенция «Ошибаться свойственно человеку» действительно древняя. С различными вариациями она встречается у многих греческих авторов, в том числе у Софокла: «Все люди заблуждаются порою, <�…> Упрямого ж безумным мы зовем» («Антигона», пер. С. Шервинского и Н. Познякова) Отсюда знаменитое изречение Цицерона: «Каждому человеку свойственно заблуждаться, но упорствовать в заблуждении – только глупцу» («Филиппики», XII, 2, 5). Блаженный Августин перевел эту мысль на язык христианского богословия: «Заблуждаться – дело человеческое, упорствовать в заблуждении – дело дьявольское». В наше время появилось множество других продолжений сентенции «Человеку свойственно ошибаться…»: …но еще более свойственно сваливать вину на других («Законы Мёрфи»). …но лучше ошибаться по директиве (Казимеж Слонимский, Польша). …но только сверхчеловеку – признаваться в ошибках (Дуг Ларсон, английский автогонщик и литератор). …но для сверхчеловеческих ляпов нужен компьютер (Пол Эрлих, США). Возвращаясь к блаженному Августину, приведем еще одно его изречение: «Не ошибается (или: «Не заблуждается») тот, кто ищет» (трактат «Против академиков», I, 4, 10). Эта мысль стала крылатой у немцев благодаря строке из «Фауста» Гёте: «Es irrt der Mensch, solang er strebt»; в свободном переводе Б. Пастернака: «Кто ищет – вынужден блуждать». В заключение еще несколько современных афоризмов: Господи, спаси меня от человека, который никогда не ошибается, а также от человека, который дважды делает одну и ту же ошибку (Уильям Мейо, американский врач). Человек, который никогда не ошибается, – ужасный зануда (Анонимное американское изречение). Человек, который не делает ошибок, получает приказы от тех, кто их делает (Герберт Прокноу, американский финансист и литератор). Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина тоже останется за дверьми (Рабиндранат Тагор). На ашипках учемся (Леонид Крайнов-Рытов).
«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»
(Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)
Здравствуйте, Алексей Максимович! Вы, конечно, удивитесь, получив письмо из 2003 года: ведь прошло уже более шестидесяти пяти лет со дня Вашей смерти.
За эти годы было написано множество статей и монографий, защищено огромное количество диссертаций, посвященных Вашему творчеству. Вас называли великим писателем, продолжателем традиций Л. Толстого и основоположником метода социалистического реализма.
Но в конце XX века обстановка резко изменилась.
А. Солженицын назвал Вас “бездарным и слезливым писакой”, критики, которые еще вчера пели Вам гимны, сегодня бросают в Вас камни.
Принято говорить: “Мертвым не больно”. Но мне почему-то кажется, что Вам очень больно и обидно, поэтому в своем письме я хочу защитить Вас от несправедливых ударов и ответить Вашим недоброжелателям.
Самым обидным мне кажется обвинение в том, что Вы писали не по совести, а в угоду властям. При этом, как правило, упоминают роман “Мать”. Интересно, в угоду каким властям было в 1906 году создано это произведение?! Я, конечно, не ученый и не литературный критик, поэтому могу говорить лишь о своем личном восприятии этой книги. Для меня “Мать” — гимн материнству, этому самому прекрасному и великому чувству на земле. Только мать, соединенная кровно и духовно со своим ребенком, способна, выражаясь Вашими словами, “достать до облаков”, стать истинным творцом жизни. Любовь к сыну, а не увлечение революционными идеями помогает Ниловне сблизиться с людьми. “Обилие любви, так поздно разбуженной в груди тревожными толчками жизни”, делает ее другим человеком. Во всех острых ситуациях романа побеждают, по существу, материнские чувства, способные перевернуть мир.
Веря в необходимость революционных преобразований жизни, Вы, страшась анархии, обращались к матерям: “Русь не погибнет, если вы, матери, жертвенно вольете все прекрасное и нежное ваших душ в кровавый и грязный хаос этих дней”. Вы призывали к действию, одухотворенному любовью, человечностью, а это и есть жизнетворчество.
В центре всех Ваших книг стоит Человек. Во все тяжкие моменты жизни Ваше сердце всегда пело гимн ему, всегда утверждало идеи гуманизма.
В своих романтических произведениях Вы выдвинули формулу “человек есть жизнь”. Рискну добавить: “Именно от человека зависит, какой будет его жизнь”.
В “Песне о Соколе” перед нами два жизненных принципа, две позиции. Серенькой, трусливой и бесцветной жизни Ужа противостоит радость борьбы Сокола. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” К числу “безумных” храбрецов принадлежит и Ваш Данко, в котором сочетаются гордость и любовь к людям. “У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!” Вероятно, такое слияние и делает человека творцом жизни. Данко ищет свободного, осознанного бытия для всех, и сердце его сгорает во имя любви к людям, не заметившим смерти героя. Но Данко умирает абсолютно счастливым: ведь его жизнь прожита не зря. Искры его горящего сердца недаром голубого цвета, цвета неба.
Алексей Максимович, я очень люблю Вашего Челкаша, сумевшего выстоять, не сломаться в суровой жизни. Вспомним эпизод, когда Челкаш отдает Гавриле деньги. Как прекрасно раскрыты характеры героев! “Сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо” одного и презрительные слова другого: “Эх, войлок! Нищий! Разве из-за денег можно истязать себя? Дурак! Жадные черти. Себя не помнят. За пятак себя продают!”. Если бы Вы знали, Алексей Максимович, как актуальны эти слова для нашего времени! Люди продают себя, размениваются на мелочи. Там промолчим, там соврем, где-то словчим, не замечая, что при этом страдает душа человека.
Казалось бы, “вор, гуляка” Челкаш явно не творец жизни! Но разве не с осознания своей значимости, не с понимания того, что есть на свете вещи, которые переступить невозможно, начинается духовный рост человека. “Он …никогда не будет таким жадным, не станет таким!..” В своих произведениях Вы сами творите жизнь, прекрасную, яростную, где нет места слабости, косности, инертности. Поэтому такое место занимает в них музыка, которая постоянно сопровождает Ваших героев: в любви, работе, стремлении к высоким идеалам.
В поэме “Человек” звучит, если пользоваться музыкальной терминологией, гимн тому, кто победил Ложь, Пошлость, Отчаяние: “Он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков…, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей… Так шествует мятежный человек — вперед! И выше! Все — вперед! И выше!”.
Тонкий художник, великий гуманист, вдумчивый исследователь жизни, Вы для меня всегда остаетесь большим русским писателем, который непоколебимо верил в активность человека, направленную на переустройство жизни.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/
Информация о работе ««Кто ничего не делает, с тем ничего не станется»»
Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4708 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0
Похожие работы
Комплекты тем сочинения для проведения письменного, экзамена по литературе в XI классах общеобразовательных учреждений 2001/02 учебный год
26099
0
0
… в одном из произведений литературы XX века. 7. Своеобразие проблематики ранней прозы М.Горького. (На примере одного из рассказов.) 8. Тема подвига в одном из произведений русской литературы. № 10 1. Печорин и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». 2. «Страшный мир! Он для сердца тесен!» (По лирике А.Блока.) 3. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н. …
Шпора на экзамен в 2002 году
408395
0
0
… типические черты и,пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора,будущие России. (6-8) Тема человеческой судьбы в одном из произведений русскойлитературы В январском номере за 2001 год опубликован рассказ В.Астафьева «Пионер — всему пример». Дата написания рассказаобозначена автором как «конец 50 — август 2000 года». Как и вомногих последних произведениях известного …
Темы по истории
304945
0
0
… , еще чего-то сделать это маленькие, маленькие шажки к оправданию гитлеризма и уничтожению России Автор: Баир Иринчеев Ссылка: https://www.youtube.com/watch?v=jkyt6_OH3Ow Великая история прибалтийских лимитрофов Возникновение. Объявление своей государственности · Было у нас рядом такое милое соседство – рыцарские духовные ордена, которые пытались крестить христиан, чтобы было их …
Для тех, кто желает похудеть
259502
2
0
… ? Я немедленно попробую сделать. Это может быть находкой и возможностью разнообразить меню как для следующих программе «Сибарит», так и для тех, кто ее не применяет, но следит за своим весом. Можно ли поместить Ваш рецепт на сайт, указав Ваше подлинное имя и фамилию? Спасибо еще раз. Желаю Вам успехов, здоровья. Ваша Елена Стоянова. — Дорогая Елена, спасибо за быстрый отклик на мое письмо. Что …
Ошибка – показатель активности
Вопрос выбора для многих непрост. И каждый человек, который серьезно относится к собственной жизни, должен помнить о словах: «Тот не ошибается, кто ничего не делает». Именно в ошибках заключена возможность познать себя самого, свой потенциал. Ошибки – это не только индикатор того, что определенное действие было выполнено неправильно. Они также указывают на то, что человек занял активную позицию, начал преобразовывать реальность вокруг себя. Сегодня он работает официантом или уборщиком, но если будет продолжать действовать, то вскоре декорации в его жизни сменятся. Не обязательно сразу же это будет кабинет руководителя. Но определенно люди, не устающие трудиться, рано или поздно найдут правильный путь и добьются нужных результатов.
Цена пассивности
Однако кто не ошибается, тот ничего не делает, и наоборот – безынициативный человек, конечно, застрахует себя от ошибки, но ценой собственной пассивности. Даже обладая нужными профессиональными навыками, он предпочитает не посещать собеседований в солидных компаниях, так как боится, что его кандидатура будет отклонена.
Знакомясь с посторонним человеком, мы всегда рискуем получить от него отказ. Может быть, эта таинственная незнакомка ответит на знаки внимания со стороны мужчины, а может быть, и нет. Однако это вовсе не означает, что с его стороны не будут предприниматься попытки. Ведь всякий сильный человек может смириться с собственным успехом, пережить его. Внутри он способен принять факт неудачи и не будет винить ни себя самого, ни людей, которые ответили отказом.