Цитаты Белинского (200 цитат)
Виссарион Белинский – яркий представитель русской критической мысли 19 века. Он стал основоположником этого художественного направления в России. Писатель поддерживал западнические идеи и опережал современную ему буржуазную мысль. У семьи не хватало финансов, чтобы поддерживать сына, но это не останавливало его. Самонадеянный юноша жил впроголодь до тех пор, пока ему не назначили стипендию. Образование Белинский получал за казенный счет. Мы представляем вам самые значимые цитаты Белинского.
Авторитет и дружба – вода и огонь, вещи разнородные и враждебные; равенство – условие дружбы.
Жена — не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиною, и тогда, когда она будет старушкою.
Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы.
Апатия и лень — истинное замерзание души и тела.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Без стремления к бесконечному нет жизни, нет развития, нет прогресса.
Без любви и ненависти, без симпатии и антипатии человек есть призрак.
Как бы ни идеализировали любовь, но как же не видеть, что природа одарила людей этим прекрасным чувством сколько для их счастья, столько для размножения и поддержания рода человеческого.
Друг мне тот, кому всё могу говорить.
Без глубокого нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек.
Жить — значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь — смерть.
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели.
Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода.
Найти свою дорогу, узнать своё место — в этом всё для человека, это для него значит сделаться самим собою.
Без здоровья невозможно и счастье.
Любовь и уважение к родителям без всякого сомнения есть чувство святое.
В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности – субстанция общественной жизни.
По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих — больше никого.
Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Искусство без мысли, что человек без души — труп.
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него не далеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
Благо тем, которые умеют и в зиму дней своих сохранить благодатный пламень сердца, живое сочувствие ко всему великому и прекрасному бытия.
Воспитание — великое дело: им решается участь человека.
Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество.
Величайшее сокровище — хорошая библиотека.
Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой.
Видеть прекрасно изданную пустую книгу так же неприятно, как видеть пустого человека, пользующегося всеми материальными благами жизни.
Благо тому, кто, не довольствуясь настоящею действительностию, носил в душе своей идеал лучшего существования, жил и дышал одною мыслию – споспешествовать, по мере данных ему природою средств, осуществлению на земле идеала.
Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности.
Поприще женщины — возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому — вот её назначение, и оно велико и священно.
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему, лишь бы только она была в сердце, а не в голове.
Много людей живет, не живя, но только собираясь жить.
Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.
В юности каждый доступнее, чем в другом возрасте, всему высокому и прекрасному. Благо тому, кто сохранит юность до старости, не дав душе своей остыть, ожесточиться, окаменеть.
Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двух — больше никого.
Всякое достоинство, всякая сила спокойны — именно потому, что уверены в самих себе.
Люди умирают для того, чтобы жило человечество.
Глупо для переезда через лужу на челноке раскладывать перед собою морскую карту.
Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума.
Венки бессмертия в наше время очень вздорожали.
Орудием и посредником воспитания должна быть любовь.
Ум — это духовное оружие человека.
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
Деньги — это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна.
Верить и не знать – это еще значит что нибудь для человека; но знать и не верить – это ровно ничего не значит.
Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком.
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый — время.
Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое.
Книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые.
Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью.
Воспитывать не значит только выкармливать и вынянчивать, но и дать направление сердцу и уму, – а для этого разве не нужно со стороны матери характера, науки, развития, доступности ко всем человеческим интересам?
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Труд облагораживает человека.
Если до сих пор человечество достигло многого, это значит, что оно еще большего должно достигнуть в скорейшее время. Оно уже начало понимать, что оно — человечество: скоро захочет оно в самом деле сделаться человечеством.
Чувство — огонь, мысль — масло.
Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но всех их выше должно стоять образование нравственное.
Женщина мыслит сердцем, а мужчина любит головой.
Всё благо, и велико, и разумно – в свое время и на своем месте.
Павлин, горделиво распускающий пышный хвост свой перед другими птицами, слывет животным красивым, но. не умным.
Только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства.
Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.
Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства.
Школа несчастья есть самая лучшая школа.
Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами, как с честными людьми.
Завидуем внукам и правнукам нашим, которым суждено видеть Россию в 1940-м году стоящую во главе образованного мира, дающею законы и науке и искусству и принимающею благоговейную дань уважения от всего просвещённого человечества.
Нет преступления любить несколько раз в жизни, и нет заслуги любить только один раз: упрекать себя за первое и хвастаться вторым — равно нелепо.
Кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет.
Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других — холодною, гнилою и бесплодною.
Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет, но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.
Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано.
Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Моральное равнодушие — болезнь слишком образованных людей.
Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном , а наше личное счастье заключалось только в одной любви, тогда жизнь была действительно мрачною пустынею… Но хвала вечному разуму, хвала попечительскому промыслу! Есть для человека и ещё один великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, — мир исторического созерцания и общественной деятельности.
Из всех дурных привычек, обличающих недостаток прочного образования и излишества добродушного невежества, самая дурная — называть вещи не настоящими их именами.
Поэзия есть высший род искусства.
Мещане-собственники — люди прозаически-положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности.
Всякая крайность есть родная сестра ограниченности.
Не делать — не жить. Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя, — тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного.
Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи.
Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования.
Слово отражает мысль: непонятна мысль — непонятно и слово.
Мужчины с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.
Всякая сатира, которая кусается, богата морально.
Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого — необходимо.
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.
Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.
Всякое достоинство, всякая сила спокойны – именно потому, что уверены в самих себе.
Равенство — условие дружбы.
Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглостью и нахальною подлостью.
Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
Высочайший и священнейший интерес общества есть его собственное благосостояние, равно простертое на каждого из его членов.
Жизнь женщины по преимуществу сосредоточена в жизни сердца; любить — значит для нее жить; а жертвовать — значит любить.
Найти причину зла — почти то же, что найти против него лекарство.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Наша публика — мещанин во дворянстве: ее лишь бы пригласили в парадно освещенную залу, а уж она из благодарности, что ее, холопа, пустили в барские хоромы, непременно останется всем довольною.
Гибнет в потоке времени только то, что лишено крепкого зерна жизни и что, следовательно, не стоит жизни.
Для нас нет большего несчастия, как, взяв на себя нравственную ответственность в счастии женщины, растерзать ее сердце, хотя бы и невольно.
Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того, чтобы он видел, что неразумно живёт.
В словах «бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут.
Суеверие проходит с успехом цивилизации.
Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но ещё яснее, когда он владеет мыслью.
Видеть и уважать в женщине человека — не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени.
Сердце имеет свои законы — правда, но не такие, из которых легко было бы составить полный систематический кодекс.
Не хорошо болеть, еще хуже умирать, а болеть и умирать с мыслью, что ничего не останется после тебя на свете, — хуже всего.
Ничего нет приятнее, как оборвать с вороны павлинные перья и доказать ей, что она принадлежит к той породе, которую вздумала презирать.
Отец любит свое дитя, потому что оно его рождение; но он должен любить его еще как будущего человека. Только такая любовь к детям истинна и достойна называться любовью; всякая же другая есть эгоизм, холодное самолюбие.
Пьют и едят все люди, но пьянствуют и обжираются только дикари.
России нужны не проповеди (довольно она слышала их!), не молитвы (довольно она твердила их!), а пробуждение в народе чувства человеческого достоинства, столько веков потерянного в грязи и навозе, права и законы, сообразные не с учением церкви, а с здравым смыслом и справедливостью, и строгое, по возможности, их выполнение.
Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами.
Социальность, социальность — или смерть! Вот девиз мой. Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность? Что мне в том, что гений на земле живет в небе, когда толпа валяется в грязи?
Гуманизм есть человеколюбие, но развитое сознанием и образованием.
Разврат состоит в животной чувственности, в которой уже не может быть никакой поэзии, потому что в поэзию могут входить только разумные элементы жизни, а в том нет разумности, что унижает человека до животного.
Любовь даётся только любви.
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
У души, как у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
Не надо и в шутку лгать и льстить. Пусть думает о тебе всякий, что ему угодно, а ты будь тем, что ты есть.
Способность творчества есть великий дар природы; акт творчества в душе творящей есть великое таинство; минута творчества есть минута великого священнодействия.
Только труд может сделать человека счастливым, приводя его душу в ясность, гармонию и довольство самим собою.
Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня.
Дело не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы уметь сознавать их и великодушие, смело следовать своему сознанию.
Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески.
У истинного таланта каждое лицо — тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец.
Убеждение должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше.
Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.
Учёный должен быть рыцарем истины.
Хорошо быть учёным, поэтом, воином, законодателем и проч., но не худо быть при этом человеком.
Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх.
Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека.
Любовь столь сильна, что творит непостижимое, торжествует над вечно неизменными условиями пространства и времени, над бессилием плоти, младенцу дает львиную силу.
Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни. Источник интересов, целей и деятельности — субстанция общественной жизни.
Желание смерти показывает самое ложное и призрачное состояние духа.
Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самая сильная, самая свирепая — властолюбие.
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения.
Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы его шалости и проказы не были вредны и не носили бы на себе отпечатка физического и нравственного цинизма.
Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.
Хорошо быть ученым, поэтом, воином, законодателем и проч., но худо не быть при этом человеком.
Жизнь — ловушка, а мы мыши; иным удается сорвать приманку и выйти из западни, но большая часть гибнет в ней, а приманку разве понюхают. Глупая комедия, черт возьми.
Только в силе воли заключается условие наших успехов на избранном поприще.
Истина выше людей и не должна бояться их.
Любовь дается только любви.
Клевета не всегда бывает действием злобы: чаще всего она бывает плодом невинного желания рассеяться занимательным разговором, а иногда и плодом доброжелательства и участия столь же искреннего, сколь и неловкого.
Дружба, подобно любви, есть роза с роскошным цветом, упоительным ароматом, но и с колючими шипами.
Если талант не имеет в себе достаточной силы стать в уровень со своими стремлениями и предприятиями, он производит только пустоцвет, когда вы ждете от него плодов.
Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, – мир исторического содержания и общественной деятельности – тот великий мир, где мысль становится делом, высокое чувствование – подвигом… И благо тому, кто не праздным зрителем смотрел на этот океан шумно несущейся жизни.
Есть женщины, которым стоит только показаться восторженным, страстным, и они ваши; но есть женщины, которых внимание мужчина может возбудить к себе только равнодушием, холодностью и скептицизмом как признаками огромных требований на жизнь или как результатом мятежно и полно пережитой жизни.
Жена – не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы должны заранее приучиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиной.
Есть люди, в руках которых и простая палка опаснее, чем у иных шпага.
Знание фактов только потому и драгоценно, что в фактах скрываются идеи; факты без идей – сор для головы и памяти.
Изменит женщине любовь – ей ничего уже не остается в жизни, и она должна пасть, погибнуть под бременем постигшего ее бедствия или умереть душой для остального времени своей жизни, сколько бы ни продолжалась эта жизнь.
Искусство смешить труднее искусства трогать.
Истинно человеческая любовь может быть основана только на взаимном уважении друг в друге человеческого достоинства, а не на одном капризе чувств и не на одной прихоти сердца.
Источник всего нового есть старое; по крайней мере, старым приготовляется новое.
Исходный пункт нравственного совершенства есть прежде всего материальная потребность.
Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать – великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, когда нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время.
Когда человек весь отдается лжи, его оставляют ум и талант.
Кто боится знания, тот пропал.
Литература, как общество, имеет своих плебеев, свою чернь, а чернь везде бывает и невежественна, и нагла, и бесстыдна.
Люби добро, и тогда ты будешь необходимо полезен своему отечеству, не думая и не стараясь быть ему полезным.
Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.
Любовь как одна из сильнейших страстей, увлекающих человека во все крайности больше, чем всякая другая страсть, может служить пробным камнем нравственности.
Мещане собственники – люди прозаически положительные. Их любимое правило: всякий у себя и для себя. Они хотят быть правы по закону гражданскому и не хотят слышать о законах человечества и нравственности.
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.
Нападки… на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
Не делать – не жить. Кто в самом себе не носит источника жизни, то есть источника живой деятельности, кто не надеется на себя, – тот вечно ожидает всего от внешнего и случайного.
Что красота есть необходимое условие искусства, что без красоты нет и не может быть искусства — это аксиома.
Истинным художникам равно удаются типы и негодяев и порядочных людей.
Истина только в начале встречает сильное сопротивление, но чем более выявляется, чем более становится фактом, тем большее число приобретает себе друзей и поборников.
В одной истине и жизнь, и благо: истина не требует помощи лжи.
Дурное, ошибочное понимание истины не уничтожает самой истины.
Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения.
Какова бы не была деятельность, но привычка и приобретаемое через неё умение действовать — великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время.
Страсть есть источник всякой живой плодотворной деятельности.
Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь славы, какого-нибудь достоинства.
Из всех родов славы самая лестная, самая великая, самая неподкупная слава народная.
Только счастье есть мерка и поверка любви.
Брак есть двойственность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…
Кому нечего сказать своего, тому лучше молчать.
У всякого человека есть своя история, а в истории — свои критические моменты: и о человеке можно безошибочно судить только смотря по тому, как он действовал и каким он является в эти моменты, когда на весах судьбы лежали бы его и жизнь, и честь, и счастье. И чем выше человек, тем история его грандиознее, критические моменты ужаснее, а выход из них торжественнее и поразительнее.
Нет преступления любить несколько раз в жизни, и нет заслуги любить только один раз: упрекать себя за первое и хвастаться вторым равно нелепо.
Общество не то, что частный человек: человека можно оскорбить, можно оклеветать – общество выше оскорблений и клеветы.
Патриотизм состоит не в пышных возгласах в общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающей во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве.
Разница человека с животными именно в том и состоит, что он только начинается там, где животные уже оканчиваются.
Разум и чувство – две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвые и ничтожные одна без другой.
Ревность без достаточного основания есть болезнь людей ничтожных, которые не уважают ни самих себя, ни своих прав на привязанность любимого ими предмета; в ней выказывается мелкая тирания существа, стоящего на ступени животного эгоизма.
Способность быть всегда в добром расположении духа суть самое прочное основание счастья в сем подлунном мире.
Стать смешным – значит проиграть свое дело.
Только золотая посредственность пользуется завидною привилегиею – никого не раздражать и не иметь врагов и противников.
«Неистовый Виссарион»
Белинский Виссарион Григорьевич является, без преувеличения, знаменитым и известным литературным критиком, философом и писателем XIX века. Он первый вывел работу критика на новый уровень, отходя от закоренелых правил и рамок. Белинский начал не только давать оценку литературному произведению, указывая на те или иные ошибки, но и свои мысли начал письменно излагать в форме статьи либо заметки. В написание своих критических сочинений он вкладывал свою душу, страсть. Читая статьи Белинского чувствуется это, ведь они пропитаны его пульсирующей энергетикой. Именно за его целеустремленность, принципиальность, независимость, идейность, любовь к делу, которым он занимался, его называли «Неистовый Виссарион».
Последователь Белинского
На многих в то время будущих критиков и публицистов повлияла деятельность Белинского. Одним из них был Николай Добролюбов, литературный критик и подпольный революционер. Он продолжал начатое дело Белинского. За свою недолгую жизнь Добролюбов написал большое количество критических статей, которые затрагивали различные социальные, духовные, моральные темы общества. Яро выступал против крепостного права и всего с ним связанного. Он был приверженцем равенства всех людей. В своих работах также критиковал русскую систему образования, которая подавляла в детях свое «я». Критиковал литературу и учебники для детей, в которых печаталось большое количество заведомо ложных материалов. Критик считал, что по ним невозможно было нормально воспитывать «личную самостоятельность ребенка и духовных сил его натуры». Цитаты Белинского и Добролюбова похожи своей идейностью и рвением изменить русскую литературу, в частности, ее критическую область, в лучшую сторону.
Краткая биография
Родился Виссарион Белинский 1 июня 1811 года в финском городе Свеаборг, в семье морского врача. Его детство прошло в городе Чембара Пензенской губернии, куда его отец перевелся работать на должность уездного лекаря. Детство было нелегким, много неприятных воспоминаний осталось у Виссариона, связанных как с отцом, так и матерью. Родителей своих Белинский где-то наверное любил, но практически не уважал и даже стыдился. Ведь они совершенно не уделяли нужного внимания своему единственному ребенку. Мать мало занималась воспитанием сына, оставив это занятие нянькам, а отец был тираном, унижал его, оскорблял, часто бил. Это наложило на Виссариона свой тяжелый отпечаток.
Мать моя были охотница рыскать по кумушкам; я, грудной ребенок, оставался с нянькою, нанятою девкою; чтоб я не беспокоил ее своим криком, она меня душила и била. Впрочем, я не был грудным: родился я больным при смерти, груди не брал и не знал ее… сосал я рожок, и то, если молоко было прокислое и гнилое — свежего не мог брать… Отец меня терпеть не мог, ругал, унижал, придирался, бил нещадно и ругал площадно — вечная ему память. Я в семействе был чужой.
Но, несмотря на сложную жизненную ситуацию, Белинский начал изучать грамоту и письмо в уездном училище своего города, с которого перевелся в губернскую гимназию. Поскольку та не удовлетворяла его в полной мере, он бросил учебу, не доучившись полгода до полного окончания. В 1829 году Виссарион поступил на филологический факультет Московского университета. Там и начинает формироваться его статус создателя русской литературной критической мысли. Но через три года его исключили за слишком резкую критику крепостного права. Где-то в это же время он начинает писать свои первые литературно-критические статьи.
В 1843-м Виссарион Белинский женился на Марии Орловой, которую уже знал много лет. В браке у них родилась в 1845 году дочь Ольга (еще двое их детей умерли, не дожив до года). В этом же году Белинский переносит тяжелую болезнь, которая давала о себе знать до конца его жизни. Даже лечение за границей не принесло положительных результатов. В итоге, доживая последние дни своей жизни в Санкт-Петербурге, 7 июня 1848 года, от обострившейся болезни Белинский скончался.
Печорин
В своих суждениях о главном персонаже «Героя нашего времени», Печорине, Белинский сравнивает его с не менее известным пушкинским героем Евгением Онегиным. Он сопоставляет этих двух личностей между собой. И хоть эти два романа пронизаны одной идеей — показать истинную прозу жизни, их герои кардинально отличаются друг от друга. Именно Печорина критик считает настоящим «героем нашего времени». Белинский хоть и критикует главного героя за его нелицеприятные поступки, но все же видит в нем человека, который в своем образе олицетворяет проблемы нынешнего, на тот момент, общества. Хотя эти проблемы остаются актуальными и по сей день. Печорин понимает свою проблему, пытается найти ей решение, борется со своими демонами. Он не хочет принимать жизнь такой, какая она есть, так, как все остальные. В нем было много сил, энергии и умений, которые он растрачивал зря, всячески пытаясь найти им применение. Именно за это Белинский высоко оценивал Печорина, в отличии от других критиков.
Цитаты Белинского о Печорине:
Его беспокойный дух требует движения, деятельность ищет пищи, сердце жаждет интереса в жизни. В этом человеке есть сила духа и могущество воли.
Итак – «Герой нашего времени» – вот основная мысль романа. В самом деле, после этого весь роман может почесться злою ирониею, потому что большая часть читателей наверное воскликнет: «Хорош же герой!» – А чем же он дурен? – смеем вас спросить.
Все, что смог, он сделал, нового ничего не было. Это и привело Печорина к раздвоению личности, которое нельзя отрицать.
В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или, лучше сказать, осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины раздвоения натуры — противоречие между глубокостью натуры и жалкостью действий одного и того же человека.