Мудрые изречения Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)


Мудрые изречения Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

Мудрые изречения Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах)

Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах) был четвертым праведным халифом. Он был рожден в многодетной семье, поэтому Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял его под свое опекунство (будучи его родственником). Али, да будет доволен им Аллах, родился в Каабе и воспитывался в семье Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он был первым ребенком, принявшим Ислам. Он всегда сопровождал Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за исключением похода на Табук, когда его оставили с теми, кто нуждается в помощи и защите. Он был готов пожертвовать собственной жизнью ради спасения Пророка (мир ему), да благословит его Аллах и приветствует, когда он накрылся плащом Пророка (мир ему) и остался в его постели в день покушения. Благодаря его мужеству и стойкости у Пророка , да благословит его Аллах и приветствует, и Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, появилось больше времени, чтобы спастись. На втором году хиджры Али, да будет доволен им Аллах, женился на дочери Пророка (мир ему), Фатиме. Вместе они прожили жизнь, по праведности, щедрости и милосердию к другим достойную подражания.

Некоторые из мудрых изречений Али:

«Дайте покой и отдых вашим душам посредством мудрых, наводящих на размышление слов. Ибо точно так же как тело устает и ослабевает, так же устает и душа»

«Нет проку в намазе, не совершаемом в состоянии приближения к Создателю; в посте, совершаемом без остережения от пустых действий и грехов языка; в чтении Корана – без размышлений; в знании, не утвердившимся в сердце; в имуществе, из которого не жертвуется для помощи нуждающимся людям; в братстве, которое не проявляется в трудные моменты; в благах, за которые не воздана благодарность Аллаху; в дуа, произнесенном неискренне»

«Люди воспринимают враждебно то, что им неизвестно»

«Невежественных не спросят, почему они не знали, прежде чем ученые не ответят на вопрос: «Почему не учили?»

«Благовоспитанность и человечность в религии есть плоды здравого рассудка»

«Кто истинно умен, тот краток и лаконичен в речи»

«Лучше хранить молчание до тех пор, пока не спросят, чем говорить до тех пор, пока не попросят замолчать»

«Не вздумай отвечать на низкие слова. Ибо у произносящего их в запасе много и на твой ответ он вновь ответит тем же»

«Говорите с людьми на таком языке, который им будет понятен»

«У горбатого и тень крива»

«Если хочешь подружиться с человеком, то вначале соблюдай некоторую дистанцию в отношении него. Если он при этом относится к тебе нормально, то продолжай дружбу, а если нет, то откажись от нее»

«Улыбка муъмина – на его лице, а грусть – в его сердце»

«Суметь добиться всех возможных благ значит умереть мусульманином»

«Чем же хвалиться сыну Адама? Его начало в капле жидкости, его конец – в поедании червями. Как он не может создать даже средства своего существования, так же не может спасти себя от смерти»

«Мгновения – это шаги, устремленные навстречу смерти»

«Того, кто преувеличивает маленькие беды, Всевышний подвергает большим несчастьям»

«Цена человека прямо пропорциональна содержанию и цели его желаний и стремлений»

«Судьба находит и того, кто не ищет ее»

«Нет никакой другой платы за ваши души, кроме рая. А если это так, так продавайте же свои души взамен на рай»

«Праведники – это люди, которые понимают внутреннюю суть этого мира, в то время как другие видят лишь его явную, видимую сторону»

«Вера раба в Аллаха не будет совершенной до тех пор, пока он не будет доверять больше тому, что имеется у Аллаха, чем тому, что в его собственных руках»

Ася Гагиева

Биография Али

Дата рождения 4-го праведного халифа приходится примерно на 599 год (по Милади). Согласно некоторым источникам, он родился внутри Каабы, что является экстраординарным событием, так как история иного подобного случая не знает. Отец Али – Абу Талиб – был братом отца Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – Абдуллаха

. После того, как Мухаммад (с.г.в.) потерял своих родителей, он воспитывался в семье Абу Талиба. Когда он женился на
Хадидже
(р.а.), Али (р.а.) уже стал воспитываться в их семье.

Али является первым ребёнком, принявшим ислам. Он сделал это в десятилетнем возрасте. Некоторые источники в связи с этим называют его и первым мужчиной, кто уверовал в миссию Мухаммада (с.г.в.). Однако в данном вопросе есть определённые разногласия – кто-то отдаёт пальму первенства Зайду ибн Харисе (р.а.), другие говорят об Абу Бакре (р.а.).

В отношении наследия Али (р.а.) у мусульман, к сожалению, нет единого мнения. Споры о его роли в становлении ислама и развитии уммы после смерти Пророка (с.г.в.) перетекли в масштабный религиозно-политический конфликт, проявления которого с новой силой можно наблюдать в настоящее время.

Достоинства четвёртого праведного халифа

1. Во время переселения Пророка Мухаммада (с.г.в.) из Мекки в Медину Али (р.а.) для спасения своего двоюродного брата решил принести себя в жертву

и улёгся спать на его место. К счастью, ему удалось избежать смерти, однако сам факт такого действия говорит о степени уважения, которое Али (р.а.) проявлял к Посланнику Всевышнего (с.г.в.).

2. Милость миров Мухаммад (с.г.в.) воспитывал Али (р.а.)

. Между ними были родственные связи сразу по нескольким линиям. С одной стороны, они приходились друг другу двоюродными братьями. С другой – Али (р.а.) женился на дочери Пророка (с.г.в.) – Фатиме. Кроме того, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) часто подчёркивал уровень познания Али (р.а.) вопросов религии, его умение понимать самые глубокие и, соответственно, непростые проблемы вероисповедания.

3. В сборнике хадисов имама Муслима

можно встретить изречение, в котором Пророк Мухаммад (с.г.в.)
сравнивает Али (р.а.) сХаруном
(а.с.), который был наместником
Мусы
(а.с.). Существенное отличие здесь в том, что Мухаммад (с.г.в.) является Заключительным посланником, после которого учение Всевышнего уже не будет подвергаться коррекции посредством новой пророческой миссии. Этот хадис часто используется шиитами для обоснования своего видения Али (р.а.) как наследника Мухаммада (с.г.в.) и главного претендента на пост халифа. Некоторые шииты занимают весьма радикальную позицию и отвергают право занятия поста главы государства мусульман тремя предшествовавшими Али (р.а.) праведными халифами. Однако большинство исламских богословов не согласны с этой позицией. Они отмечают, что Харун (а.с.) был наместником Мусы (а.с.) при его жизни. Если следовать этой логике, то правом на халифат должен обладать в большей степени
Абдулла ибн Мактум
, которого Пророк Мухаммад (с.г.в.) часто оставлял вместо себя за управляющего в Медине. Примечательно также, что Харун (а.с.) умер раньше Мусы (а.с.). То есть в данном случае строить прямую аналогию с Али (р.а.) и Мухаммадом (с.г.в.) нельзя.

4. В сборнике хадисов имама аль-Албани

«Мишкат аль-Масабих» приводится хадис, где Пророк Мухаммад (с.г.в.) говорит следующие слова: «Тот, чьим покровителем являлся я, будет пользоваться защитой и со стороны Али. О Всевышний Господь, будь другом тому, кто является другом Али, и врагом, кто враждует с Али». Шииты также склонны трактовать это изречение в пользу мнения, что именно Али (р.а.) должен был стать первым праведным халифом, не уступая место ни Абу Бакру, ни Умару, ни Усману (да будет доволен ими Всевышний!). На это весьма претенциозное утверждение можно ответить следующими аргументами. Во-первых, слово «покровитель» не означает ни в коей мере степень превосходства. Во-вторых, в хадисе идёт речь о покровительстве сразу в двух мирах. Если это так, то Пророк Мухаммад (с.г.в.) должен был поделиться властью с Али (р.а.) уже при своей жизни, однако этого, как мы знаем, не произошло. В-третьих, нельзя однозначно трактовать этот хадис в рамках властных отношений, потому что в нём употреблено слово «друг», которое необходимо рассматривать в русле морально-нравственных отношений. Если бы Посланник Господа миров (с.г.в.) имел в виду покровительство в политическом смысле этого слова, то что мешало ему прямым текстом указать на это?

5. Али (р.а.) был в числе тех десяти мусульман, кому Райская обитель была обещана ещё при жизни (согласно хадисам от Ахмада, Тирмизи, и ибн Маджи).

Смерть Али

Али ибн Абу Талиб (р.а.) умер в возрасте 63 лет, став жертвой нападения со стороны хариджита Абдуррахмана ибн Мулджима

. Это произошло в пятницу, в 21-й день месяца Рамазан. В момент убийства четвёртый праведный халиф ислама занимался тем, что будил мусульман на утреннюю молитву. Его погребли в городе Эн-Наджаф
(мусульманское кладбище этого города представлено на фото)
, который находится на территории современного Ирака. В настоящее время на месте его могилы находится мечеть, носящая имя самого Али (р.а.). Его правление длилось 4 года.

Принятие Ислама

После того, как Ислам приняла Хадиджа, Али застал супругов за молитвой и спросил, что они делают. Пророк Мухаммад ﷺ рассказал о религии Аллаха, которую он для себя избрал, и призвал Али перестать верить в аль-Лят и аль-Уззу и уверовать во Всевышнего Аллаха. Но Али сказал, что это новое для него, и он хочет сначала посоветоваться. Однако для Пророка Мухаммада ﷺ было важно сохранить в секрете Ислам до того, как он ﷺ объявит о нем. И он ﷺ сказал Али не говорить никому об Исламе, если тот не примет его. Али наутро сказал, что решил принять Ислам и сделал это тайно от отца.

Чтобы совершать молитвы, Пророк Мухаммад ﷺ уходил в ущелья возле Мекки и брал с собой Али. Однажды за этим их застал Абу Талиб и поинтересовался, что это за религия. Выслушав от Пророка Мухаммада ﷺ о том праведном пути, который он избрал, Абу Талиб отказался принять Ислам, поскольку не мог отказаться от религии своих отцов, но сказал, что ничего не будет угрожать Пророку Мухаммаду ﷺ, пока он сам, его дядя Абу Талиб. Сыну же своему Али он сказал, что религия, которую он избрал, призывает его только к благому, и разрешил следовать за Пророком Мухаммадом ﷺ.

Правление Абу Бакра

После того, как мусульманское общество возглавил Абу Бакр ас-Сыддик, Али присягнул ему на верность вместе с аз-Зубайром одними из первых, хотя существует и иное расхожее мнение. Али всячески поддерживал Абу Бакра во время его правления, проявлял свою преданность, а правитель спрашивал советы относительно того, как ему лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы максимально принести пользу мусульманскому обществу. Свидетельство тому – и то, как поступил Али, когда Абу Бакр принял решение отправиться в Зу-ль-Кассу, чтобы осуществлять личное руководство сражением с вероотступниками. Тогда Али остановил его верблюда и попросил вернуться и не подвергать свою жизнь такой опасностью, чтобы не оставить Медину без руководства.

Жизнь в Медине

Когда Мухаммад ﷺ прибыл в Медину, он занялся созданием исламского государства: начал строительство мечети, наладил взаимоотношения между ансарами и мухаджирами, а затем разработал Хартию исламского государства, опираясь на которую, старался отрегулировать отношения между мусульманами и язычниками, мусульманами и иудеями Медины. После переселения Мухаммад ﷺ стал готовить для государства войско, которое отвечало бы за охрану и решение ряда проблем вновь образовавшегося общества. Все сферы жизни этого общества он ﷺ старался регулировать, ориентируясь на Божественные откровения. И все это время его сопровождал Али и во всем ему помогал, поддерживал, учился у него.

Али ибн Абу Талиб — двоюродный брат, зять и сахаба пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф и первый шиитский имам. Его полное имя: Абуль-Хасан Али ибн Абу Талиб ибн Абд аль-Муталлиб ибн Хашим ибн Абд аль-Манаф аль-Курайши. Он родился на 13-й день месяца раджаб около 600 года в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад.

Многие источники, особенно шиитские, сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе. Отец Али — Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда. После смерти родителей Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди. В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на богатейшей женщине Аравии, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али. Когда Али исполнилось девять лет, он принял ислам. Так Али стал первым ребёнком, принявшим ислам. Мусульмане-шииты почитают Али, как Первого Имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом, как праведника, воина и вождя.

Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса. Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр, в котором Али был знаменосцем. Бой начался с поединка между Утбой ибн Раби’а, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской. Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поле боя. Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха». При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммад взял себе меч зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху бин Хаджжаджу. После смерти пророка меч перешёл к Али .


***********************************************

ЦИТАТЫ:

Ты — хозяин своих слов, пока не высказал их. Когда высказал, то уже они — твои хозяева.

* * * * *

Помните о временности удовольствий и вечности последствий.

* * * * *

Наилучшее богатство — безразличие к тому, что есть у других.

* * * * *

Кто забыл выражение «я не знаю», обрекает себя на унижение.

* * * * *

Когда ум достигает совершенства, речь утрачивает многословие.

* * * * *

Лучше хранить молчание до тех пор, пока не спросят, чем говорить до тех пор, пока не попросят замолчать.

* * * * *

Когда девушки достигают понимания, то лучше держаться стороны отца.

* * * * *

Если друг завидует, значит, недостаточно любит.

* * * * *

Самое большое богатство — разум. Самое большое наследство — воспитанность. Самая большая нищета — невежество.

* * * * *

Никогда не советуйся с трусом, ибо трус ослабит в тебе решимость, малое и ничтожное он выставит в твоих глазах большим и значимым.

Вам будет интересно:

  • Мужа воспитывали питекантропы…
  • Умные мысли: Пол Гетти
  • Я тоже не люблю перестановки в супермаркетах,…
  • Секс с роботами — реальность или фантастика
  • Царь горы: парализованный индиец прорубил гору,…
  • Создание враждебных стай. Почему человек так любит…
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]