Крылатые выражения презентация к уроку (3 класс) на тему

«Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования»(Л.Н. Толстой).

*

«Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера» (Д. И. Писарев).

*

«У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия» (В.Г. Белинский).

*

«Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом» (И. Гете).

*

Количество гениальных детей прямо пропорционально силе воображения родителей. А.Батиевский

*

Не фальшивит ли семейный оркестр, когда ребенок играет первую скрипку? Ю.Рыбников

*

Если бы только родители могли себе представить, как они надоедают своим детям! Джордж Бернард Шоу

*

Первую половину жизни нам отравляют родители, вторую – дети. Кларенс Дарроу

*

Если ребенок вдруг стал послушным, мать пугается не на шутку – уж не помирать ли он собрался. Ральф Уолдо Эмерсон

*

Громче всего человек кричит о себе, когда он в пеленках; потом понемногу сбавляет тон. Х.Сафрин

*

«Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы» (О. Уайльд).

*

«Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым»(Р. Тагор).

*

«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).

*

«Добродетель человека измеряется ни необыкновенными подвигами, а его ежедневным усилием» (Б. Паскаль).

*

«Мало обладать выдающимися качестВам и, надо еще уметь ими пользоваться» (Ф. Ларошфуко).

*

«Силы знания должны быть направлены на самое нужное человеку: на его нравственное самосовершенствование». (Толстой Л.Н.)

*

«Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». (Б. Паскаль)

*

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Джонатан Свифт)

*

«Человек, который не любит своего народа и кому не мил конкретный образ его, не может любить и человечество». (Н.А. Бердяев)

*

«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». (Д. Леббок)

*

«Добро не в том, чтобы не делать несправедливости, а в том, чтобы даже не желать этого». (Демокрит)

*

«Благо состоит в душевной деятельности, сообразной с добродетелью». (Аристотель)

*

«Совесть как требование стыдиться своих собственных постыдных поступков»(Демокрит)

*

«Совесть – осознанная разумом и пережитая чувством нравственная норма» (Сенека).

*

«Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным». (М. Энбер Эшенбах)

*

«Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающему». (Ф. Ларошфуко)

*

«Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что он неразумно живёт»(В.Г. Белинский).

*

Афоризмы об учёбе для школьников

• Как преуспеть ученикам? Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади.

*

• Упражняй себя трудами, возлагаемыми на себя добровольно, чтобы потом уметь переносить и невольное.

*

• Прекрасное постигается путём изучения и больших усилий, дурное усваивается само собой, без труда.

*

•. пока позволяют молодые силы работайте; не заметишь, как молча подойдёт сгорбленная старость.

*

• То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует делать с великой настойчивостью.

*

• Умные люди учатся для того, чтобы узнать; ничтожные для того, чтобы их узнали.

*

• Невежество бывает двоякого рода: одно, безграмотное, предшествует науке; другое, чванное, следует за нею.

*

• Учитель должен постоянно заботиться о том, чтобы дети не были перегружены занятиями.

*

• Существует только одна бессмертная сила, которая переживает династии, догмы, классы это сила творческого труда.

*

• Образование это то, что остаётся после того, как забывается всё выученное в школе.

*

• Большинство людей никогда не обучались тому, как можно видеть глазами другого, слышать его ушами и чувствовать его сердцем.

*

• Невежда имеет большое преимущество перед человеком образованным он всегда доволен сам собою.

*

• Ребёнку, как и всякому человеку вообще, противен и несносен тот труд, в котором он не видит никакой цели.

*

• Повторное чтение уже прочитанных книг самый надёжный пробный камень образованности.

*

• Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным.

*

• Экзамены это когда глупец задаёт такие вопросы, на которые и мудрец не ответит.

*

Материал для начальных классов «Афоризмы»

Выражение «бальзаковский возраст» возникло после выхода романа Бальзака «Тридцатилетняя женщина» и допустимо в отношении женщин не старше 40 лет.

Выражение «В здоровом теле — здоровый дух» первоначально было взято из сатиры римского писателя Ювенала и звучало так: «Надо молить богов, чтоб дух здоровый был в теле здоровом». Предполагают, что в основе этой строчки лежит известная в Древнем Риме поговорка: «В здоровом теле здоровый дух — редкое явление».

Шведский стол сами шведы называют закусочным или бутербродным. Термин, обозначающий в шведском языке шведскую стенку, переводится как «рама с перекладинами». Ничего не знают в этой стране и о шведской семье — мнение о том, что шведы гораздо чаще других народов практикуют совместное сожительство двух и более супружеских пар, является заблуждением.

Выражению «китайская грамота» соответствует английская идиома ‘It is Greek to me’. Аналогичные выражения есть и в других языках, часто с другими эталонами трудности. Например, немецкое выражение апеллирует к испанскому языку, румынское — к турецкому, турецкое — к французскому, а китайское — к птичьему языку.

Фраза «Элементарно, Ватсон!», которую мы привыкли ассоциировать с Шерлоком Холмсом, ни разу не встречается в оригинальных книгах Конан — Дойля.

Царица Елизавета Петровна в 1746 г. приказала клеймить лбы преступникам. Отсюда ведут происхождение многие крылатые выражения: «на лбу написано», «заклеймить позором» и «прожжённый преступник».

Тютелька — это уменьшительное от диалектного тютя («удар, попадание») название точного попадания топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности употребляется выражение «тютелька в тютельку».

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т. п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу». В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение «остаться с носом» значило уйти с непринятым подношением, не договорившись.

Притяжательное прилагательное «шарашкина» образовалось от диалектного шарань («шваль, голытьба, жульё»). Выражение «шарашкина контора» сначала означало буквально «учреждение, организация жуликов, обманщиков», а сегодня применяется для обозначения просто несолидной конторы.

После открытия врачами древности нервов в организме человека они назвали их по сходству со струнами музыкальных инструментов тем же словом — nervus. Отсюда возникло выражение для раздражающих действий — «играть на нервах».

По — французски «асьет» — это и тарелка, и настроение, состояние. Предположительно, ошибочный перевод французского выражения стал причиной появления фразеологизма «не в своей тарелке».

По христианскому обычаю, человека, которому оставалось недолго жить, священник исповедовал, причащал и кадил ладаном. В результате для обозначения болезненного человека или еле работающего устройства закрепилось выражение «дышит на ладан».

По представлениям некоторых народов, всякий нераскаявшийся грешник, если над ним тяготеет проклятие, после смерти выходит из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губит людей. Чтобы снять заклятье, нужно выкопать останки покойника и промыть сохранившиеся кости чистой водой. Сегодня выражение «перемывать косточки» обозначает разбор характера человека.

По евангельской легенде Понтий Пилат, вынужденный согласиться на казнь Иисуса, умыл руки перед толпой и сказал: «Невиновен я в крови Праведника сего». Отсюда произошло выражения для снятия с себя ответственности «я умываю руки».

По древнееврейскому обряду, в день отпущения грехов первосвященник клал руки на голову козла и тем самым возлагал на него грехи всего народа. Отсюда произошло выражение «козёл отпущения».

Однажды молодой врач, приглашенный к безнадежно больному русскому мальчику, разрешил ему есть все, что он захочет. Мальчик съел свинину с капустой и, к удивлению окружающих, начал поправляться. После этого случая врач прописал свинину с капустой больному немецкому мальчику, но тот, поев, на следующий день умер. По одной из версий, именно эта история лежит в основе появления выражения «что русскому хорошо, то немцу — смерть».

Небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склёвывать пищу, называется типун. Разрастание такого бугорка может быть признаком болезни. Твёрдые прыщики на языке человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представлениям, типун обычно появляется у лживых людей. Отсюда и недоброе пожелание «типун тебе на язык». .

Когда сын римского императора Веспасиана упрекнул его в том, что он ввёл налог на общественные уборные, император показал ему поступившие от этого налога деньги и спросил, пахнут ли они. Получив отрицательный ответ, Веспасиан сказал: «А ведь они — от мочи». Отсюда произошло выражение «деньги не пахнут».

Когда апостолу Фоме рассказали о воскресении распятого Христа, он заявил: «…если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны Его, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Сегодня любого человека, которого трудно убедить в чём — либо, называют «Фомой неверующим».

Ко всемирной выставке 1889 года в Париже было приурочено открытие похожей на гвоздь Эйфелевой башни, что произвело сенсацию. С тех пор в язык вошло выражение «гвоздь программы».

Знаменитую фразу Хрущева «Я вам покажу кузькину мать!» на ассамблее ООН перевели буквально — «Kuzma’s mother». Смысл фразы был совершенно непонятен и от этого угроза приобрела совершенно зловещий характер. Впоследствии выражение «кузькина мать» использовалось также для обозначения атомных бомб СССР.

Выражение «после дождичка в четверг» возникло из — за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

Выражение «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет» не принадлежит Александру Невскому. Его автор — сценарист одноимённого фильма Павленко, переделавший фразу из Евангелия «Взявшие меч — мечом погибнут».

Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картёжников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупает стоимости свечей, сгоревших во время игры.

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

В фельетоне Кольцова 1924 года рассказывалось о крупной афере, раскрытой при передаче концессии на эксплуатацию нефти в Калифорнии. В афере были замешаны самые высокопоставленные чиновники США. Здесь же было впервые употреблено выражение «дело пахнет керосином».

В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

В средневековой французской комедии богатый суконщик подаёт в суд на пастуха, стянувшего у него овец. Во время заседания суконщик забывает о пастухе и осыпает упрёками его адвоката, который не уплатил ему за шесть локтей сукна. Судья прерывает речь словами: «Вернёмся к нашим баранам», ставшими крылатыми.

В Древней Греции существовала мелкая монета лепта. В евангельской притче бедная вдова жертвует на строительство храма две последние лепты. Из притчи произошло выражение «внести свою лепту».

В 17 веке по распоряжению царя Алексея Михайловича, между Москвой и летней царской резиденцией в селе Коломенском было заново произведено измерение расстояний и установлены очень высокие верстовые столбы. С тех пор высоких и худощавых людей называют «верстой коломенской».

В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».

«Один ученый, купив 20 уток, тотчас приказал разрубить одну из них в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц. Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой и так далее, пока осталась одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». Эту заметку опубликовал в газете бельгийский юморист Корнелиссен, чтобы поиздеваться над легковерием публики. С тех пор, по одной из версий, лживые новости называют «газетными утками».

Цитаты великих людей о детях

Дети – это цветы жизни, которые рождаются головками вниз. (Антуан де Сент Экзюпери)

*

Если люди говорят плохое о твоих детях – это значит, они говорят плохое о тебе. (В. Сухомлинский)

*

У детей нет ни прошлого, ни будущего, зато в отличие от нас, взрослых, они умеют пользоваться настоящим. (Лабрюйер)

*

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей радость и счастье. (В. М. Гюго)

*

Не знаю ничего красивей Достойной матери счастливой С ребенком малым на руках. (Т. Г. Шевченко)

*

Большинство из нас становятся родителями, не перестав быть детьми. (Миньон Маклофлин)

*

В хорошей семье наказаний никогда не бывает, и это – самый правильный путь семейного воспитания. (А. Макаренко)

*

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени. (Эстер Селсдон)

*

Примеры афоризмов из литературы

Конечно, именно литературные произведения являются настоящей кладезью афоризмов. Большинство крылатых фраз попало в нашу речь именно со страниц книг.

Ну, например, возьмем произведение, знакомое каждому старшекласснику – «Горе от ума» Александра Грибоедова. Ведь каждому знакома фразы:

Служить бы рад, прислуживаться тошно. Свежо предание, да верится с трудом. Дома новы, но предрассудки стары. Счастливые часов не наблюдают. Дым Отечества нам сладок и приятен

А вот у Александра Сергеевича Пушкина большинство строчек, которые стали афоризмами, посвящены любви:

Любви все возрасты покорны. Кто раз любил, тот не полюбит вновь. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. Но я, любя, был глуп и нем.

Но никто из русских писателей в этом плане не может сравниться с Иваном Крыловым. У него практически каждая басня (что это?) заканчивается афоризмом:

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь (Квартет). Эх, Моська, знать она сильна, раз лает на слона (Слон и Моська). У сильного всегда бессильный виноват (Волк и ягненок). Услужливый дурак опаснее врага (Пустынник и медведь). Не плюй в колодец, пригодится воды напиться (Лев и мышь). Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет (Лебедь, рак и щука).

Но, конечно, не только русская литература сильна афоризмами. Немало их к нам пришло и из произведений зарубежных авторов:

Настоящий друг познается в беде (Уильям Шекспир). Богатому можно иметь любые принципы (Марк Твен). Быть добрым легко, быть справедливым – вот что трудно (Виктор Гюго). Самый темный час – перед рассветом (Пауло Коэльо).

Крылатые выражения (материал для урока русского языка в 3 классе)

«Куда глаза глядят» Чтобы контрольной избежать, Антон готов был убежать От школы вёрст за пятьдесят, Уйти куда глаза глядят.

*

«Бежать сломя голову» Бежали голову сломя Из леса Стёпа с Федей: Увидели средь бела дня В малиннике медведя.

*

«Наврать с три короба» По грибы Егор пошёл, Собирал их здорово: Два гнилых Сморчка нашёл, А наврал с три короба.

*

«Прикусить язык» Замолчи, Петрусь! – говорят. Прикуси язык! – говорят. Он язык прикусил И сильней заголосил.

*

Игротека Загадки; Загадки-складки «Угадайте крылатое выражение по иллюстрации» Речевые упражнения

*

Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой Не обольёшь Не разольёшь не разольёшь

*

Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк. И так устали мы в дороге, Что еле Переставляли ноги Волочили ноги волочили ноги

*

Дошкольная педагогика с осноВам и методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

*

Афоризмы — это сокровищница человеческой мудрости

2 сентября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Краткость – сестра таланта!

Эту знаменитую фразу Антона Павловича Чехова, почти наверняка знает каждый человек (уж в России абсолютно точно). И большинство регулярно употребляют ее в лексиконе.

И сегодня она будет нашей «путеводной звездой». Потому что, во-первых, речь пойдет об афоризмах, а это один из ярчайших их примеров.

А, во-вторых, следуя завету Антона Павловича, постараемся кратко и понятно (и будем надеяться, талантливо), объяснить, что же это за термин.

Как афоризмы появляются в нашем лексиконе

В качестве творцов афоризмов часто выступали известные деятели культуры. Почитатели театра часто повторяют фразу гениального режиссера К.С. Станиславского: «Театр начинается с вешалки». Политические деятели не остались в стороне: «Грызите молодыми зубами гранит науки!» (Троцкий); «Жить стало лучше, жить стало веселее!» (Сталин).

Композиторы, художники, скульпторы, артисты, деятели науки — многие из них стали известными не только в профессиональной деятельности, но и благодаря колким и ироничным высказываниям. Например, гениальный физик Лев Ландау создал популярную пошедшую в народ фразу: «Хорошее дело браком не назовут».

Есть афоризмы, авторство которых неизвестно. Они были созданы спонтанно, и стали употребляться в народе в качестве пословиц. «Копейка рубль бережет», «Ясно – лошадь, раз рога!».

Как появилось понятие «афоризм»

В греческом языке это слово обозначало «определение». Только это не научное, а литературное определение. Оно содержит оригинальную мысль, определяющую чувство, поступок или действие.

Отличительное свойство афоризма – его логическая завершенность, благодаря которой он хорошо запоминается, буквально «врезается в память».

Афоризм может быть коротким, например: «Краткость – сестра таланта» (Чехов). Такие афоризмы часто используются в речи, потому что легко запоминаются.

Но афористичная фраза может быть и развернутой: «Если вы одиноки, когда вы один, значит вы в дурном обществе» (французский писатель Жан Поль Сартр). Это высказывание оценят люди с философским складом мышления, любящие поразмышлять в одиночестве.

Афоризмы из художественных произведений

Афоризмы из литературы часто являются цитатами, то есть дословным повторением, выдержкой из текста. Но не любая цитата может стать афоризмом. Такого наименования заслуживают только меткие лаконичные высказывания, содержащие законченную мысль.

Много крылатых фраз являются цитатами из кинофильмов. Любимые в народе кинокомедии режиссера Леонида Гайдая – просто кладезь таких цитат: «Шампанское с утра пьют только аристократы и дегенераты», «Наши люди в булочную на такси не ездят».

Афоризмы, рожденные в литературных произведениях, входят в золотой фонд национальной литературы. Для нашей страны примерами высказываний, пошедших в народ, являются слова классиков русской литературы:

  • Некрасов («Жаль только, жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»),
  • Пушкин («Гений и злодейство – две вещи несовместные»),
  • Лермонтов («Была без радости любовь, разлука будет без печали»),
  • Грибоедов («А судьи кто?»).
  • Салтыков-Щедрин («Чего-то хотелось: не то конституций, не то севрюжины с хреном»),
  • Чехов («Умный любит учиться, а дурак — учить»),
  • Булгаков («Рукописи не горят»),
  • Шварц («Детей надо баловать – тогда из них вырастают настоящие разбойники»),
  • Э. Кроткий («Дети – это цветы жизни. Главное – не давать им распускаться!»),
  • Жванецкий («Алкоголь в малых дозах безвреден в любых количествах»).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]