Высказывания о языке и речи материал по русскому языку на тему


Опыт ораторства

Научиться говорить можно только говоря.( Скилеф )

…………………………

Поэтами рождаются, ораторами становятся. (Цицерон )

……………………….

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. (Ралф Эмерсон )

…………………………………

Моё основное правило – говорить медленно и просто, так, что моя аудитория имеет возможность следить и думать о том, что я говорю

(Маргарет Чейз Смит)

………………………………….

Умение донести мысль

Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять.

( Квинтилиан )

………………………………

Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить. ( Ралф Эмерсон )

……………………………..

Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление (Блез Паскаль)

…………………………….

Успех – это произведение интересных мыслей на умение их донести. Говори не так, как тебе удобно говорить, а так, как слушателю удобно воспринимать.

Простота дается непросто( Скилеф )

…………………………….

Каждый может говорить честно, но говорить логично, разумно и адекватно, это талант, которым необходимо обладать. (Мишель де Монтень)

……………………………..

Речь это зеркало души, как человек говорит, таким он и является. (Публий Сир)

……………………………….

Умение произвести впечатление словами

Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сегодня. Прочее все отложить и сказать в подходящее время. ( Гораций )

………………………….

Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена. ( Вольтер )

………………………………..

Говорить не думая – все равно, что стрелять не целясь.

( Мигель де Сервантес, а также Томас Фуллер )

………………………………

Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает.

( Наполеон Бонапарт )


Существует три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя не слушать. ( Архиепископ Мэджи )

…………………………………..

Речь должна иметь хорошее начало и эффектный конец. Но главное, чтобы эти две части были ближе друг к другу ( Энтони Иден )

………………………………………….

Истинное красноречие – это умение сказать всё , что нужно, и не больше, чем нужно. (Франсуа Де Ларошфуко)

…………………………….

Крылатое слово отличается от броской фразы большим радиусом полета.

…………………………

Крылатое слово потому летит, что оно свободно от балласта.

……………………………

Крылатой мысль зовут не только потому, что она летит, но и потому, что она зовет в полет.

………………………………

Платон: “Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому”.

………………………………

Аристотель: “Слово – самое сильное оружие человека”.

……………………………..

Как развить свою речь с помощью СКОРОГОВОРОК читайте здесь.

…………………………….

Демосфен: “Жесты, жесты и жесты”.

……………………………

Марк Туллий Цицерон: “Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие – возвышенно, а средние – с умеренностью”.

………………………………

Марк Туллий Цицерон: “Величайшее из достижений оратора – не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно”.

……………………………………..

Марк Туллий Цицерон: “Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление”.

……………………………………

Марк Туллий Цицерон:“Прежде чем выпустить слова из нижней части головы, пропусти их через верхнюю её часть”.

………………………………

Квинтилиан: “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”. “Сила духа и страсть делают людей красноречивыми”.

…………………………………

Скилеф: “Хороший оратор – тот, кто умеет говорить просто о сложном”

……………………………….

Русские пословицы

Не говори все, что знаешь, но знай все, что говоришь.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Не ножа бойся, языка.

И хорошее слово хорошо один раз.

Лучше не рассказать, чем пересказать.

………………………………………….

Украинская пословица

Ласковыми словами и гадюк кормят.

……………………………………

Восточная пословица

Если криком можно было бы построить дом, то осел построил бы целую улицу.

…………………………………..

Китайская пословица

Говори лишь тогда, когда ты спокоен.

Петр I: ” Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого”.

………………………………

Конфуций: “ Кто много стреляет, еще не стрелок, кто много говорит, еще не оратор”.

……………………………….

Гегель: “Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”.

…………………………………

Уинстон Черчилль: “Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей”.

…………………………..

Н. А. Некрасов: “Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно”.

………………………………….

А. П. Чехов: “В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания обучение красноречию следовало бы считать неизбежным”.

………………………………..

Поль Л. Сопер: “Если тема овладела вами, возможно она овладеет и слушателями”. “Великие мысли исходят из сердца”

…………………………..

Аристофан: “Тот истинный мудрец, кто многое умеет сказать коротко и ясно”

………………………..

Собеседникам не докучай, замолкни прежде, чем вскричат «кончай!». Саади

………………………………

Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором хочет говорить. Цицерон

……………………………….

Опыт и есть, и считается лучшим учителем красноречия. Плиний Младший

……………………………..

Образное изложение делает предмет речи видимым. Цицерон

……………………………..

Есть три способа отвечать на вопросы: сказать необходимое, отвечать с приветливостью и наговорить лишнего. Плутарх

……………………………….

Ясность — главное достоинство речи. Аристотель

…………………………….

Конечная цель красноречия — убеждать людей. Честерфилд Ф.

…………………………..

Цель ораторского искусства — не истина, но убеждение. Маколей Т.

………………………………..

Величайшее из достоинств оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, чего не нужно. Цицерон

………………………………..

Все хорошие ораторы начинали как плохие ораторы. Станислав Ежи Лец

…………………………………

Говори умно, враг подслушивает. Лорд Брабазон

………………………………

Если оратор не может уложиться в двадцать минут, ему лучше сойти с трибуны и садиться писать книгу. Уильям Норман

………………………….

Если слушатели смотрят на часы, это еще ничего. Хуже, когда они начинают трясти часы, чтобы проверить, не остановились ли они. Сэмюэл Батлер

……………………………..

Лучший оратор тот, кто способен сказать как можно меньше при помощи наибольшего количества слов. Владимир Войнович

…………………………

Митинг — это когда собирается много народу и одни говорят то, что не думают, а другие думают то, что не говорят. Юлиан Тувим

………………………..

Нужно говорить громко, чтобы тебя услышали. Нужно говорить тихо, чтобы тебя послушали.

Политическому оратору нужны могучие легкие и слабая голова. Марк Тулий Цицерон

……………………………..

Развитие речи у детей

Овладение родным языком — важнейшее приобретение детства.
Автор: Куприй Светлана Ивановна, воспитатель 1 категории, МБДОУ г. Шахты Ростовской обл. «Детский сад №70». Описание: данный материал будет полезен педагогам и заинтересованным родителям. Цель: активизация заинтересованности взрослых проблемой развития речи дошкольников. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию статью, посвященную развитию речи дошкольников. По моему глубокому убеждению, полноценное общение — самое главное в развитии ребенка. А полноценным оно, общение, может стать только благодаря речи.
О развитии речи детей.
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые закономерности детского мышления». К. И. Чуковский.Дар речи – уникальное свойство человеческого рода. Именно с помощью речи люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями, чувствами, создают произведения художественной литературы, научные труды. Речь включена во все проявления психической деятельности человека. С ее помощью передается опыт, накопленный предшествующими поколениями, как в самом языке, так и в различных других сферах человеческой жизни. В обществе всегда высоко ценят людей, обладающих грамотной, выразительной речью, умеющих говорить красиво, способных воздействовать на чувства и умы собеседников. Однако было бы ошибочным рассматривать речь, как нечто дарованное нам в готовом виде. Наблюдая за детьми, я убеждаюсь в том, как долог и нелегок их путь от первых произнесенных звуков до осмысленных слов и выражений. И без нашей помощи, помощи педагогов им не осилить этот путь. Огорчает то, что не все взрослые свободно владеют речью. И если взрослым не можем помочь в силу тех или иных обстоятельств, то правильная, свободная речь детей — наша забота. Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного овладения ребенком родной речью. За короткий период жизни продолжительностью всего в несколько лет ребенок проходит удивительный по своей стремительности путь от первых неоформленных лепетных звуков до свободного оперирования богатым набором слов, грамматическим строением языка. Овладение родным языком является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. Детской речью интересовались с древнейших времен. Еще в работах римского оратора и педагога Квинтилиана можно обнаружить не потерявшие своего значения ценные замечания о своеобразии детской речи и выводы о том, что речь является фундаментом формирования личности ребенка. Мыслитель, гуманист Я. А. Коменский полагал, что ребенка следует обучить трем важнейшим вещам: разуму, действию и речи – «научить дитя правильно понимать, правильно делать и правильно высказываться». Философ, писатель и педагог Ж. Ж. Руссо считал самым ответственным в жизни человека период, когда развивается его речь. Он исследовал вопрос об особенностях становления детской речи, даже о причинах задержки речевого развития, и советовал процесс обучения сделать систематическим и последовательным, состоящим из различных упражнений для выработки ясности, четкости и связности речи. В 19 веке интерес к детской речи усиливается – ее исследуют, изучают, описывают не только известные ученые, но и писатели. Так, создатель методики начального обучения родному языку К. Д. Ушинский отмечал: дети очень рано начинают проявлять интерес к языку, что является важным признаком интеллекта. «Родное слово – сокровищница всякого умственного развития и сокровищница всех знаний», — утверждал К. Д. Ушинский. Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Однако как возникает и из чего складывается способность говорить – в этом-то и вся сложность. Говорить – это значит владеть определенным запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, слушать и быть внимательным к ним и многое другое. Всему этому ребенок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Речь, как таковая, не развивается вообще, безотносительно к той роли, которую она выполняет в жизни ребенка. Само по себе «овладение речью» не самостоятельная задача воспитания. И в то же самое время без овладения речью и без специальной работы, направленной на ее развитие, не может быть полноценного психического и личностного развития ребенка. Освоение речи перестраивает всю психическую жизнь дошкольника, делает возможным многие собственно человеческие формы поведения. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Именно поэтому я считаю, развитие речи детей основой работы воспитателя и стараюсь уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь речь – средство уникальное, универсальное и незаменимое, развивается как средство многих видов человеческой деятельности. Развивать речь ребенка, не включая ее в ту или иную деятельность, невозможно. И своей задачей, при развитии речи детей, я считаю – не только и не столько сообщать им новые слова, требовать повтора своих рассказов, но, что гораздо важнее, по моему мнению, использовать речь, как необходимое и незаменимое средство той или иной деятельности – игры, конструирования, восприятия художественных произведений и т. п. Ведь развитие всех форм детской деятельности ведет к развитию их главного средства – речи. И поэтому я особое внимание в своей работе с детьми уделяю развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения . И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а так же способностью концентрировать внимание лишь на короткое время. Например, разговаривая с Аннушкой, говорю ей: «У нас есть девочка, волосы у нее светлые, глаза серые, одета в голубое платье, белые гольфы, тапочки». Девочка задумалась, но, заметив мою улыбку, поняла, что речь идет о ней. «А теперь ты загадай мне свою загадку», — предлагаю я. «О чем?» — спрашивает Аннушка. «О чем хочешь», — отвечаю я. Девочка пытается загадать ответную загадку обо мне, но это у нее не получается. Тут ее взгляд падает на мяч, лежащий на полу, и она говорит: «Красный, круглый, большой. Им играют». «Упругий, резиновый, скачет по полу», — добавляю я. Дети не сразу начинают понимать смысл даже простой загадки. И помочь детям понять смысл, заложенный в загадках, помогают разнообразные игры на описание самых различных предметов, находящихся в помещении и на улице. В этом мне помогают игры «Кто больше назовет», «Кто больше скажет о предмете», «Ч то из чего сделано» и т. п.. Кроме того, вместе с детьми мы придумываем и другие игры, требующие не только назвать предмет, явление, но и как можно полнее описать, перечислить признаки и качества, детали, заметить цвет и его оттенки. Чтобы игра была интересней, я наравне с детьми по очереди описываю находящиеся вокруг предметы, усложняя раз за разом игры типа: «Что бывает легким, тяжелым, узким, широким, длинным, круглым, квадратным»
и т. д. Я использую любые подходящие ситуации для того, чтобы поиграть, поговорить с детьми, обогатить их словарь. Например, прогуливаясь в парке, загадываю загадки: «
Скатерть бела всю землю одела»
или
«Без рук, без топоренка построена избенка»
. Я стараюсь обратить внимание детей на то, что хотя в загадке немного слов, но как точно подмечены в ней особенности предмета или явления. Некоторые загадки обогащают словарь детей, помогают увидеть переносное значение слов, учат образному мышлению. Например, «
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице»
. Дети, как правило, быстро находят ответ, а вот в доказательствах затрудняются. На вопрос «Почему?» обычно отвечают: «Потому, что красная». Тогда я вношу сомнение в умы детей: «Клубника тоже красная – значит, это тоже правильный ответ?» — и обращаю их внимание на другие признаки, указанные в загадке. Когда дети поймут, что «сидит в темнице» означает «растет в земле», задаю вопрос: «А не редис ли это? Ведь тоже в земле растет и тоже красный», — стараясь при этом обратить внимание на то, что «в темнице сидит» именно «она», поэтому предметы мужского рода сразу отпадают. Для меня важно чтобы дети поняли: даже незначительные на первый взгляд детали играют существенную роль в доказательстве. Затем обращаю внимание на то, что «она» растет на грядке. «Может это свекла? Ведь она тоже красная», — спрашиваю я, пусть дети порассуждают. Не лишним будет объяснить детям, что словосочетание «красная девица» имеет еще и другое значение – красивая. Так дети учатся думать, строить рассуждения, излагать свои мысли. А как образен, лаконичен, музыкален, богат разнообразными звуковыми сочетаниями язык пословиц м поговорок: «Поспешишь – людей насмешишь», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Я разучиваю с детьми много потешек, поговорок, скороговорок и при удобном случае использую их в разговоре с детьми. Произнесение поговорок и скороговорок полезно для всех детей, даже если с дикцией у них на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано работает речевой аппарат, некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания. Другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Поэтому для развития речи и устранения некоторых речевых проблем я активно использую задания, содержащие поговорки и скороговорки. Незаменимыми для развития речи детей являются, по моему мнению, и считалки, из-за их особых способов рифмовки, а также частого использования в повседневной игровой деятельности. Я знакомлю детей и с литературными и с фольклорными считалками, показываю, как правильно употреблять их в каждодневной деятельности. Трудно переоценить значение яркого образного языка стихов, сказок, рассказов для развития ребенка. Художественная проза и поэзия пробуждают в ребенке лучшие чувства, такие, как доброта, сочувствие, сопереживание, учат замечать настроение, состояние героев, вызывают протест против зла, несправедливости, желание защитить, помочь. Я много читаю детям русских народных сказок, сказок других народов, рассказов, стихов. Очень нравится детям заучивать стихи о природе. Дошкольников недаром называют почемучками. Все их вопросы направлены на утоление жажды познания – как можно быстрее обо всем узнать, все постичь. Почему идет дождь, гремит гром, почему не падает солнышко, когда бывает завтра и т. д. и. т. п. Я никогда не отмахиваюсь от детских вопросов, хотя порой на них утомительно отвечать. Но отвечать надо, ведь не удовлетворяя детские «почему», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему размышлению, тормозим развитие речи. Среди всех функций речи в дошкольном возрасте самое главное, основное средство, по моему мнению – это общение с окружающими людьми. И ее развитие в этот период во многом определяется развитием общения с взрослым. В общении с взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, осваивает правила человеческой речи, узнает новые слова и словосочетания. Я считаю, что речь детей очень зависит от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются. Ведь подражая окружающим, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи взрослых. А ведь культура речи ребенка, по словам Л. Д. Успенского, «тысячью нитей связана с настоящей речевой культурой его старшего окружения». Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Вслушиваясь, как говорят мои воспитанники, я замечаю в их интонациях, словоупотреблении речевые особенности близких им людей. Дети передают жесты, мимику, используют характерные и часто употребляемые близкими людьми обороты речи. Одним из условий развития правильной речи, по моему мнению, выступает правильная образная речь взрослых, как родителей, так и воспитателей. Наша речь должна быть образцом для детей. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, часто употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово родителей должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Поэтому я стараюсь донести до сознания родителей мысль, что чем богаче их лексический запас, тем точнее и выразительнее их речь. Я всегда советую родителям учить своих детей на лучших образцах родного языка, с раннего возраста развивать интерес и любовь к народным сказкам, пословицам, поговоркам, загадкам, к лучшим образцам детской литературы. Ведь все это обогащает образную речь детей, приобщает их к национальной культуре.
Язык есть исповедь народа, В нем слышится его природа, Его душа и быт родной… (П. А. Вяземский) К сожалению, в наше время родители часто забывают об этом и пускают развитие речи малыша на самотек. Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, все больше за компьютером или у телевизора, редко слышит рассказы и сказки из уст родителей. А ведь художественная литература – это волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Как жаль, что ушла в прошлое хорошая традиция старых русских интеллигентных семей – коллективное чтение вслух. Ведь именно общие переживания прочитанного объединяли семью, рождали общие интересы, воспитывали любовь к литературе. Разговаривая с взрослым, дети не прикладывают особых усилий, чтобы их поняли, поддержали или ответили им. Взрослые и так все понимают. А сверстник не будет пытаться угадывать желания и настроения своего товарища, присматриваться, прислушиваться, вспоминать.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Урок развития письменной речи на материале рассказа В. Астафьева «Белогрудка» Конспект НОД по развитию речи на тему: Зима в подготовительной логопедической группе Консультация для родителей по развитию речи старших дошкольников

Похожие статьи:

Развитие мелкой моторики у детей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]