Основание МХАТа
В 1898 году, в тридцатилетнем возрасте, Константин Сергеевич вместе с Немировичем-Данченко основывает новый Московский Художественный театр. Перед ними остро встает вопрос о реформации сценического искусства. И Станиславский приступает к созданию своей знаменитой Системы, цель которой — добиться от актеров «правды жизни». Сверхзадача, основная идея этой теории, требовала не исполнять роль, а полностью вживаться в нее. Оценкой работы актеров на репетициях была фраза, которую бросал Станиславский: «Не верю». Сохранились документальные кадры такой обкатки роли. Идет репетиция спектакля «Тартюф», последней постановки Константина Сергеевича, и он дает советы актрисе театра В. Бендиной, играющей Дорину, врать на сцене, как она бы сама врала в жизни. Уникальные кадры. На дворе 1938 год, год смерти гениального режиссера. Даже Немирович-Данченко, с которым отношения были полностью разорваны на протяжении многих лет (их дружба-вражда очень хорошо описаны в «Театральном романе» М. Булгакова), сказал знаменитую фразу: «Осиротели». Умер Станиславский. «Не верю» актерам больше не сказал никто.
Память о режиссере
Алексеевы – фамилия, известная в царской России. Отец – крупный промышленник, двоюродный брат – московский градоначальник, семья состояла в родстве с Третьяковыми и Мамонтовыми – известными меценатами. Это был действительно «цвет России», в которой, как известно, не было своих пророков. Остается только удивляться, как представителю дворянства и промышленной элиты удалось избежать преследования. Тем не менее, он получил все государственные награды, звание академика и народного артиста. Его именем названы улицы в десятках городов, изданы памятные медали, существуют премии его имени — награда ММКФ «Верю. Константин Станиславский». Уже несколько лет существуют сезоны его имени. Это театральные фестивали, на которые привозятся лучшие мировые спектакли. Незабываемая фраза людей, подвергающих что-либо сомнению: «Не верю, как говорил Станиславский», — стала крылатой. Ее первая часть, сказанная отдельно, звучит грубо и даже оскорбительно. А вот в комплекте с фамилией ласкает слух толерантностью и намекает на эрудицию собеседника.
Необычайная одаренность Станиславского
Как талантливый человек, Константин Сергеевич был талантлив во всем. В молодые годы довольно долго он трудился на фабрике отца и дослужился до звания директора. Продукция, выпускаемая предприятием, была недалека от мира прекрасного – выпускали тончайшую золотую и серебряную проволоку – основу для производства парчи. Все вечера отдавались любительской игре в театре Алексеевых. Любовь к актерскому мастерству, как очевидно, и талант Станиславскому достались от бабушки – французской артистки Мари Варлей. Позже Константин Сергеевич учился пластике и вокалу, хорошо пел. Один из лучших музыкальных театров страны носит его имя и имя Немировича-Данченко. Знаменитый талантливый теоретик и реформатор сценического искусства, Станиславский был очень одаренным актером. Ряд его знаменитых ролей вошел в мировую копилку актерских работ (например, Старик). Его заметили с первых профессиональных постановок. Однако в 1916 году он полностью прекращает артистическую деятельность. Исключение было сделано один-единственный раз – вынужденно, на гастролях театра за рубежом. Для всех резкое прекращение выступлений на сцене, причем после блестящих репетиций, включая генеральную, осталось загадкой. Это была роль Ростанева из «Села Степанчиково» Достоевского, над которой он трудился в течение года. Приходится предположить, что Константин Сергеевич впервые произнес такую известную впоследствии фразу, обращаясь к себе самому: «Станиславский, не верю». Но режиссерской и научной работы он не оставлял до конца своей жизни. После смерти остались один из лучших театров мира, его знаменитая Система, его школа театрального мастерства, талантливые ученики и гениальные книги. И навсегда осталась фраза, символ сомнения в чем-либо или недоверия – «Не верю».
Секреты мастерства
Но осталась школа, осталась Система Константина Сергеевича, которая легла в основу русского театрального мастерства. Полностью ее постулаты описаны в книгах «Моя жизнь в искусстве» и «Работы актера над собой». Сами репетиции двух знаменитых мхатовских спектаклей были подробно описаны талантливейшим актером театра Топорковым и представляют собой яркое документальное свидетельство работы режиссера с исполнителями.
Игра ни одного американского актера не может сравниться по накалу страстей и правдивости с мастерством российских артистов, умерших и живых, таких как Плятт, Попов, Маковецкий, Ефремов. У них просто другие сверхзадачи. О большинстве сериалов, как зарубежных, так и отечественных, речь вообще не идет. В этом случае даже лень произносить фразу: «Как сказал Станиславский, «не верю»», потому что она все же относится к «высокому искусству», хорошо или плохо играют актеры.
«Не верю!»: главные цитаты Константина Станиславского
Он был актёром и режиссёром, теоретиком и реформатором театрального дела, он основал Московский художественный театр и создал систему актёрского искусства, которая названа в его честь.
«Нет маленьких ролей, — есть небольшие актеры».
«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».
«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя».
Константин Станиславский, 1912 год.
«Когда ты будешь играть доброго, — ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый».
«Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко».
«Театр начинается с вешалки».
«Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».
«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».
«Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».
«Это закон дешевого, провинциального театра — вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!».
«Искусство — отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».
«Что такое талант? — Душа».
«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».
«Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности».
О жизни
«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».
«Сначала убедись, а потом уж убеждай».
«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить».
[править] См. также
- Хуита
- O RLY?
- Ложь, пиздеж и провокация
[ + ] «Не верю!» — побуждает собеседника к действию. | |||||||||||||||
|
«Сталин принял Россию с сохой, а оставил с атомной бомбой», — Уинстон Черчилль
Ещё одна знаменитая фраза, теперь уже не Сталина, а о Сталине. Действительно, Уинстон Черчилль относился к советскому лидеру с опаской и уважением, что отразилось даже в речи в Фултоне, с которой началась холодная война: «Я глубоко восхищаюсь и чту доблестный русский народ и моего товарища военного времени маршала Сталина».
Статья по теме
Операция «Длинный прыжок». Кто хотел украсть Сталина?
Но вот про соху и атомную бомбу Черчилль ничего не говорил. Впервые как цитату Черчилля её в статье «Не могу поступиться принципами» в марте 1988 года привела сталинистка Нина Андреева.
Источником вдохновения для Андреевой могла послужить статья о Сталине из Британской энциклопедии 1956 года. Автор статьи, советолог Исаак Дойчер, писал: «Суть подлинно исторических достижений Сталина состоит в том, что он принял Россию с сохой, а оставляет с ядерными реакторами. Он поднял Россию до уровня второй индустриально развитой страны мира».
Как разрушить Америку? Совет вождя
Советский лидер Иосиф Виссарионович Сталин неожиданно вмешался в ход предвыборной кампании 2021 года в Соединённых Штатах. «Виновником» данного события стал кандидат в президенты от Республиканской партии Бен Карсон.
Новость по теме Кандидат в президенты США приписал Сталину фразу, которую он не говорил Во время теледебатов Карсон сказал: «Иосиф Сталин заявил, что, если ты хочешь разрушить Америку, тебе необходимо уничтожить три вещи — нашу духовную жизнь, наш патриотизм и нашу нравственность».
Очень быстро зрители и пользователи Сети обнаружили, что претендент на президентский пост привёл слова, которые Сталин на самом деле никогда не произносил. После этого в адрес Карсона посыпались сотни иронических комментариев.
Самое любопытное, что цитата, приведённая Беном Карсоном, хорошо знакома российской аудитории — её, но только в обратном переложении по отношению к России, приводят то как часть так называемого «плана Даллеса», то как высказывание Збигнева Бжезинского. Некоторые и вовсе приписывают её Отто фон Бисмарку.
На самом деле ни Сталин, ни Бисмарк, ни Бжезинский, а также другие видные деятели разных эпох к этой фразе не имеют никакого отношения. Наиболее похожее высказывание встречается у героя романа писателя Анатолия Иванова «Вечный зов», бывшего русского жандармского офицера, а на момент высказывания — штандартенфюрера СС Лахновского.
Статья по теме
Ответить за базар. Знаменитые афоризмы, приписываемые не тем авторам Казус, случившийся с Беном Карсоном, не является столь уж редким. Благодаря интернету, тиражирование громких высказываний и афоризмов известных людей, которые на самом деле ничего подобного не произносили, стало массовым.
Вождь русской революции Владимир Ильич Ленин писал об этом: «Главная проблема цитат в интернете в том, что люди сразу верят в их подлинность».
Если вас смутило историческое соседство Ленина и интернета, то вас можно поздравить — разумеется, он ничего подобного не писал. Однако эта фраза, запущенная кем-то как насмешка над цитатами-фейками, сегодня уже сама многими не слишком подкованными в исторических вопросах гражданами принимается за чистую монету.
АиФ.ru собрал несколько примеров знаменитых высказываний сильных мира сего, которых они на самом деле никогда не произносили.
Статья по теме
Андрей Сидорчик: Сталин не уйдет никогда
Верю!
«Не верю!» — самая знаменитая фраза Константина Сергеевича Станиславского. Театральных легенд, с нею так или иначе связанных, можно найти немало. Вот одна: актёр Николай Массалитинов однажды так был изведён замечаниями Станиславского, что попросил, чтобы Константин Сергеевич сам сыграл эпизод, а в это время повторял не переставая: «Не верю!» Но Станиславский не обиделся, и вообще он считал, что это — только слухи, а на самом деле он не так уж часто пользуется своим коронным «Не верю!». А ещё Станиславский говорил, что произносит эти слова «не от своего лица», а от лица простого зрителя 20-го или 30-го спектакля, который не верит в то, что происходит на сцене, в то, что говорит актёр. И только в этом случае, говорил Станиславский, «я от имени моего соседа-зрителя бросаю вам, как режиссёр реплику «Не верю!». И добавлял: «Принимайте мое «не верю» спокойно, делово… доверчиво!» — и просил прощения за плохой каламбур.
Юбилей Станиславского — 150-летие со дня рождения — отмечали весь прошлый год. Конечно, проводились конференции, некоторые с таким размахом, что даже смущали западных коллег, которых селили в пятизвёздочных отелях, что, конечно, приятно, жаль, что научный размах был значительно скромнее.
Пользуясь вот уже без малого сто лет открытиями, терминами и трудами Станиславского, те, кто мог бы, а значит, и должен был это сделать, тем не менее не удосужились подготовить и издать полное академическое собрание его сочинений. На смену советской власти, душившей в своих ежовых объятиях Станиславского, пришла эпоха рыночных отношений, в которых К.С. стал конвертируемой валютой. Чем крупнее фигура основателя, тем основательней выгоды.
За океаном мы уверенно рассказываем о величии гения. А здесь?
А здесь увенчанный сединами и лаврами профессор, отдавший значительную часть жизни глубокому и честному изучению наследия Станиславского, своей наилучшей ученице опрометчиво под диктофон даёт интервью, в котором категорически утверждает (к ликованию интервьюера), что «никакой Системы нет», что книга Станиславского «Работа актёра над собой» никуда не годится, что Немирович-Данченко был плохим писателем, кстати, таким же необразованным, как Станиславский, и вообще, оказывается, у Немировича были другие достоинства… Придётся процитировать, да простит Владимир Иванович: «Он в 15 лет имел взрослую женщину и мог её не только удовлетворить, но даже и содержать».
Конечно, если так решительно отказываться от собственных богатств, по-прежнему, впрочем, конвертируемых за границей, можно главным событием прошлого года называть выход на русском книги Ханса-Тисса Лемана «Постдраматический театр», которую по научной ценности, думается, вернее всего было бы сравнить с коллекциями старинного оружия, которыми гордились в позапрошлом веке многие провинциальные коллекционеры, с гордостью подводившие гостей к мушкету Грозного или мечу Тамерлана… Им, кстати, тоже верили. Конечно, не все.
Один московский бизнесмен, некоторое время тому назад задумавший сделать в своём бизнес-центре виртуальное музейное пространство, посвящённое Станиславскому, обратился к известным лондонским музейным дизайнерам. Те, в свою очередь, попросили выделить десяток главных пунктов — главного в Станиславском. В этом списке был и такой пункт: «Был честен во всём, никогда не подводил товарищей по бизнесу». И это ведь правда.
«Когда я слышу слово «культура», у меня рука тянется к пистолету», — Йозеф Геббельс
Главный пропагандист Третьего рейха действительно не жаловал те проявления культуры, которые не вписывались в нацистскую идеологию. Возможно, он даже подписался бы под этим высказыванием, как и Герман Геринг, которому иногда тоже приписывают авторство данных слов. Но правда в том, что ни Геринг, ни Геббельс подобного не говорили.
Статья по теме
Спорный выбор. Книга Геббельса вышла в серии «Проза великих»
На самом деле фраза взята из пьесы нацистского драматурга Ганса Йоста «Шлагетер», посвящённой немецкому ветерану Первой мировой, который после оккупации союзниками Рейнской области продолжал подрывать французские поезда. В пьесе Шлагетер обсуждает со своим другом, стоит ли тратить время на учёбу, если в стране оккупация. Друг отвечает, что лучше сражаться, а не учиться и что при слове «культура» он снимает с предохранителя свой браунинг.
«Нет человека — нет проблемы», — Иосиф Сталин
Неизвестно, что сказал бы советский вождь, услышав данное изречение, — возможно, одобрительно бы покивал головой, а возможно, покрутил бы пальцем у виска. В любом случае, нет достоверных подтверждений того, что Сталин когда-либо говорил подобную фразу.
На самом деле фразу ввёл в оборот и приписал Сталину писатель Анатолий Рыбаков в романе «Дети Арбата». Говорят, автор от души потешался над публицистами и политиками, которые в своих выступлениях приводили эту фразу как действительно сталинскую.
Статья по теме
Рождённая революцией. История французской гильотины
«У нас незаменимых людей нет», — Иосиф Сталин
И ещё одна фраза, приписываемая генералиссимусу, но ему не принадлежащая. В 1942 году её использовал в пьесе «Фронт» драматург Александр Корнейчук. Но и он не является её автором. Слова на самом деле принадлежат комиссару французского революционного Конвента Жозефу Ле Бону и были сказаны в 1793 году. Виконт де Гизелен, арестованный за политическую неблагонадёжность, просил сохранить ему жизнь, так как его образование и опыт ещё могут быть полезны новой Франции. На что комиссар Ле Бон ответил: «В Республике незаменимых людей нет!» Комиссар оказался прав — вскоре вслед за виконтом на гильотину отправился и он сам.
«Франко-прусскую войну выиграл немецкий школьный учитель», — Отто фон Бисмарк
Отто фон Бисмарк за свою жизнь произнёс немало такого, что впоследствии превратилось в афоризмы. Но, помимо реальных слов Бисмарка, есть масса таких, которые приписываются ему ошибочно.
Автором высказывания является современник Бисмарка, учитель географии Оскар Пешель. Слова, появившиеся в газетной статье летом 1866 года, относились не к франко-прусской, а к австро-прусской войне: «Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
«Любая кухарка может управлять государством», — Владимир Ленин
С конца 1980-х годов этой фразой активно козыряют критики советского строя и социализма в целом. Не вступая в спор на тему того, чьи способности к управлению государством выше — русской кухарки начала XX века или российского депутата начала XXI века, нужно сказать, что таких слов Ленин не произносил.
Статья по теме
План Ленина — победа кухарки В данном случае речь идёт о сознательном искажении реальной ленинской фразы. В октябре 1917 года в статье «Удержат ли большевики государственную власть?» Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с
Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
Как видно, оригинальная фраза Ленина имеет абсолютно иное значение.
Статья по теме
Двуликий Салтыков-Щедрин. Как образцовый чиновник стал образцом сатирика
«Солдат не жалеть, бабы ещё нарожают!» — маршал Георгий Жуков
Среди критиков полководческих талантов маршала Жукова, а также среди поклонников версии о том, что Красная армия «закидала трупами» вермахт, эта цитата очень популярна.
Статья по теме
Последняя императрица. Почему в России не любили супругу Николая II Проблема в одном — Жуков никогда её не произносил. Как не произносили её
Александр Суворов, Михаил Кутузов и император Пётр Великий, которым в разное время её приписывали.
Достоверно не известно, как и когда возникла эта фраза. Нечто похожее можно встретить в письме императрицы Александры Фёдоровны Николаю II, датированном 17 августа 1916 года: «Генералы знают, что у нас ещё много солдат в России, и поэтому не щадят жизней, но это ведь были великолепно обученные войска, и всё — понапрасну».
Статья по теме
«Глупость — дар Божий». 11 самых ярких цитат и афоризмов Отто фон Бисмарка