Таблица «Отношение Чацкий — фамусовское общество» (сравнение)
1 ответ
Отношения между Чацким и фамусовским обществом можно представить в таблице.
Народ бесправен, их распродают те, кому они предано служили: «…на них он выменил борзые три собаки», «…распроданы поодиночке».
Прислуга – это низшая часть людей, их можно оскорблять, ругать, унижать: «Ты, Филька, ты прямой чурбан … ленивую тетерю»
«В работу вас, на поселенье вас»
Чацкий готов служить, но только «делу», а «не лицам».
Идеальным считает жизнь знати, в богатстве, при дворце:
«…не то на серебре, на золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах…»
«Что за тузы в Москве живут и умирают», «…с ключом и сыну ключ умел доставить».
Новый век более просвещенный, он позволяет мыслить думать, рассуждать, строить свою судьбу. Это радует Чацкого: «Вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».
Учение для Фамусова и его общества – это страшная чума, которая нарушает устои дворянства, Фамусов против книг, особенно в воспитании дочерей: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений». «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Ярко характеризует отношение фраза:«Забрать все книги бы да сжечь».
Чацкий уходит со службы: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он не может сгибаться и притворяться: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Смешно юноше наблюдать рвение к чину:«…Стучали об пол не жалея!»
Фамусов любит подхалимов, любитель прислуживать: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб»
Считает, что в России излишнее увлечение всем иностранным, уходит на задний план исконно русское: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»
Иностранцы – это особый народ. Им рады, для них всегда открыты двери.
Чацкий не ставит на первый план достаток, для него важен сам человек, его ум и умение общаться.
Богатство – это самое главное, что должно быть у жениха дочери Троекурова, хорошо бы иметь сына с «орденком в петличке».
Любовь не выдерживает разлуки: «…любви конец, кто на три года вдаль уедет».
Семья – это члены одного социального круга: «Что по отцу и сыну честь».
Умный человек не ищет «теплого» места, повышения чина. Он увлечен науками, нравится познавать все новое. Сам Бог возбуждает в нем «…жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…».
Ум нужен для службы, движения верх по карьерной лестнице. Умный – деловой. Разумные, но нищие не могут быть приняты в дворянскую семью: «Пускай себе разумником слыви, а в семью не включат…здесь еще и дорожат дворянством».
Источник
Отношение Чацкого к крепостному праву и народу
Примечательно, что автор произведения никогда не высказывался за или против отмены крепостного права. Свою неоднозначную позицию он «передал» и главному персонажу комедии.
Андрей Чацкий имеет современные суждения, открыто говорит о существующих проблемах, легко вступает в споры.
При этом в произведении герой практически не затрагивает эту тему. Относиться к крепостному праву каким-либо образом не позволяет сложившаяся на тот момент обстановка в стране, которая была крайне острой.
Тема затрагивается косвенным образом в одном монологе, прослеживается в нескольких высказываниях персонажа. На основе этих нескольких цитат и изучения финального монолога героя, можно сказать, что он осуждает крепостное право. Называет его рабским.
Скорее герой высмеивает помещика, который: «выменял борзые три собаки на толпу слуг».
К народу же Чацкий благоволит, говоря о том, что люди в России добрые и даже бодрые.
Любовь к простому народу, неприязнь знати и неготовность «прислуживаться»
отличает Чацкого от Фамусова и членов его общества.
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1. Даниил Васильев 450
- 2. Александр С 445
- 3. Дарья Завгородняя 225
- 4. Игорь Проскуренко 174
- 5. Изабелла Бевз 136
- 6. Геродот Абазбек 127
- 7. Владимир Кунтин 106
- 8. Антон Ковалевич 98
- 9. Настя Никитина 95
- 10. Niya B 94
- 1. Кристина Волосочева 19,120
- 2. Ekaterina 18,721
- 3. Юлия Бронникова 18,580
- 4. Darth Vader 17,856
- 5. Алина Сайбель 16,787
- 6. Игорь Проскуренко 15,904
- 7. Мария Николаевна 15,775
- 8. Лариса Самодурова 15,735
- 9. Liza 15,165
- 10. TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Малокультурная, необразованная Россия начала XIX века
По словам известного философа Бердяева, страна Россия была «огромным, необъятным мужицким царством», руководимым поместным дворянством, «малокультурным и ленивым», а также мощным чиновничьим бюрократическим аппаратом. При этом при всем слой людей образованных и культурных был незначительным. Вот и ответ, почему высказанное отношение Чацкого к образованию вызывает такой негатив фамусовского общества.
Ведь даже император Александр I, пришедший к власти как либерал-прозападник, во времена написания бессмертной комедии Грибоедова возглавил антиевропейскую оппозицию, приблизился к религиозному мистицизму.
отношение чацкого и фамусова к любви, браку и счастью
Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века. Век минувший: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
Отношение к идеалам Век нынешний: Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .
Отношение к просвещению Век нынешний: Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства. Век минувший: Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.
Отношение к службе Век нынешний: Чацкий уходит со службы, т. к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству. Век минувший: В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.
Отношение к иностранному Век нынешний: Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам. Век минувший: С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.
Отношение к богатству и чинам Век нынешний: Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их. Век минувший: Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.
Отношение к любви, браку, счастью. Век нынешний: Искренность чувства. Век минувший: Любовь – притворство, брак по расчету.
Источник
Грибоедов – в тройке самых образованных людей России начала XIX века
А еще Александр Сергеевич был образованнейшим человеком своего времени, знавшим большинство языков Европы и Азии. Это поразительно – свободно общаться, кроме родного, на немецком, французском, итальянском, английском, греческом, турецком, арабском языках. Кроме того, он сослужил великую службу России как дипломат-виртуоз. Разработанный им мирный договор с Персией подарил России 2 ханства. И в этом смысле, как утверждали его современники, один лишь Грибоедов стоил 20-тысячной армии. Несмотря на опалу, даже император Александр I не смог не оставить без внимания и награды старания дипломата. Вот какую силу представляли его образованность и ясный ум!
Удивительно ли то, что тема просвещения прозвучала в главном произведении жизни Александра Грибоедова? Отношение Чацкого к образованию тезисно перекликается с точкой зрения самого дипломата-драматурга. Однако сначала нам стоит представить себе, какой была сама Россия Грибоедова.
Взгляды Фамусова противоположны взглядам Чацкого
Ревностное отношение Чацкого к образованию и просвещению, в котором ощущается прогосударственная позиция, сталкивается с инертной, примитивной позицией Фамусова. Ощущается, что лично его в свое время учили (как метко сказал Пушкин) «как-нибудь». Впрочем, этот московский дворянин со средним состоянием, не утруждая себя чтением книг, не жалеет времени на пустые светские формальности. И что характерно, его ближний круг знакомых дворян и чиновников солидарен с ним.
Образование Чацкого, в отличие от Фамусова и Молчалина, соответствует стандартам «нынешнего веку». Автор не вдается в детали, но упоминает, что и за кордон Александр Андреевич поехал-то, чтобы «ума набраться».
Помогите заполнить таблицу по произведению Грибоедова «Горе от ума»
Нужны цитаты Чацкого и Фамусовского общества об отношении 1. к народу и крепостному праву 2. к идеалам 3. к просвещению 4. к службе 5. к иностранному 7. к браку, к любви 8. смысл слова «ум»
То есть на каждый пункт по 2 цитаты. Пмогите плиз, очень надо! Заранее спасибо)))))))
«Век нынешний» и «век минувший» по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.
Век нынешний: 1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… » 2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… » 3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. » 4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле. нам каждого велят признать историком и географом. » 5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки. » 6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? » 7.«А судьи кто? — За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… » 8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? » 9. Искренность чувства 10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. Век минувший: 1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» 2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» 3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. » 4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» 5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. 6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. » 7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” 8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений 9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених» 10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .
1)Чацкий 2)Фамусовсое общество ОТНОШЕНИЕ К БОГАТСТВУ, ЧИНАМ, КАРЬЕРЕ: 1)»Чины людьми даются, а люди могут обнануться.» Сперва насмешливо, а затем гневно протестует против господствующих в обществе равов, которые требуют рабской покорности, лицемерия и приспособленчества.
2)Фамусов:» При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы, детки. Будь плохенький, да если наберется душь тысячки две родовых, — Том и жених.» Молчалин:» ведь надобно ж зависеть от других. ..В чинах мы небольших» ОТНОШЕНИЕ К СЛУЖБЕ: 1)»Служить бы рад, прислуживаться тошно. « «Когда в делах- я от веселий прячусь, Когда дурачиться-дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа»
2)Фамусов:». Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.» Молчалин:» Ну, право, что бы вам в Москве у насслужить? И награжденья брать и весело пожить?» ОТНОШЕНИЕ К КРЕПОСТНОМУ ПРАВУ: 1)Фамусов о Чацком (с ужасом) «Опасный человек! Он вольность хочет проповедать! Да он властей не признает!» Называет крепостников-помещиков «знатными негодяями»,одни из которых «на крепостной балет согнал на многих фурах от матерей, отцов отторженных детей»,которые затем были все «распроданы по одиночке».Мечтает избавить русский народ от рабства.
2)Хлестакова:» От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку, — Вели их накормить, ужо, дружочек мой. . От ужина сошли подачку» В этом обществе человек и собака имеют одинаковую ценность: помещик меняет крепостных, которые «не раз и жизнь и честь его спасали»,на трех борзых собак. ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ: 1)Хорошо образован. фамусов о Чацком «. он малый с головой, и славно пишет, переводи»
2)Хлестакова:» И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев. « Скалозуб:». Ученостью меня не обморочишь. « Фамусов:». Ученье- вот чума, ученость- вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений» КАК ГЕРОИ ПОНИМАЮТ УМ: 1)»Есть люди важные, слыли за дураков. . но призваны всем светом, Особенно в последние года, Что стали умны, хоть куда. « (Предполагают, что эти строки посящены Александру 1) Ум в понимание Чацкого- это просвещение, передовые взгляды, стремление искать блага не для себя, а для Отчизны. Для Фамусова- это ум бунтовщика,» карбонария».Вот почему в его восприятии ум Чацкого- это безумие (в их мире на гонения обречены всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство).
2)Софья (о Чацком) «Ум эдакий ли ум семейство осчастливит. « ум в фамусовском обществе- это умение сделать карьеру, добиться чина, жить богато, жениться выгодно-«дойти до степеней известных».Это практический, житейский, изворотливый ум.
Источник
Кто оппонирует Чацкому по вопросу образования
Поместное дворянство пользовалось неограниченной властью над своими крепостными рабами, исправно зарабатывающими им доход. Умный был барин либо глупый, образованный либо нет – разницы не было. Он был богат и полностью повелевал своими подчиненными. Создавал ли такой статус поместному дворянству стимулы серьезно учиться? Отнюдь.
В отличие от классических помещиков, дворяне, пребывающие на госслужбе, вынуждены были иметь определенное образование, хотя его критерии были, мягко скажем, невысоки. Чиновником является тот же Фамусов. Возникает вопрос: много ли ума нужно, чтоб работать с документами, следуя принципу «подписано, так с глаз долой»? Высоким военным чином является Скалозуб. Вот именно его образование и умственные способности вызывают лишь сожаление…
Александр Сергеевич Грибоедов – патриот и гражданин
Что делать, когда фамусовские слова «книги все собрать да сжечь» становятся сутью негласно поддерживаемой царем реакционной позиции чиновничества и помещиков? Они не просто боятся ремикса французской революции у себя в Отечестве, они боятся, что их потеснят на Олимпе российской власти.
Вот почему отношение Чацкого к образованию их пугает: ведь грамотность в перспективе вызовет изменение курса страны на антикрепостнический, либеральный.
Александр Грибоедов в своей «крамольной» комедии поднимает действительно острый для России вопрос, фактически влияющий на ее будущее. Причем его интерпретация должного уровня системы образования заслуживает пристального внимания.