Проблема выбора
Желаем мы того или нет, само наше существование является производным от свободного выбора. Он может быть как осознанным – когда, принимая решения, мы пытаемся заранее оценить их последствия. В этом случае процесс может быть не только продолжительным, но иногда и мучительным. Так и неосознанным – спонтанным, мгновенным, незаметным для нас.
Наша жизнь – непрерывный цикл следующих событий: постановка задачи – выбор способа её решения – реализация. В общем случае это выглядит следующим образом.
Неосознанная деятельность:
- Спонтанное, без видимых причин формирование намерения, желания.
- Неконтролируемый, неосознанный выбор.
- Действие совершатся автоматически.
- Результат, если нет катастрофических последствий, не имеет особого значения.
Осознанная деятельность:
- Мы, как правило, понимаем причину появления намерения.
- Принимая решение, мы осознаем, что хотим получить в итоге.
- Планируем и контролируем последовательность действий.
- Сравниваем полученный результат со своими ожиданиями.
- Определяем его значимость.
В общем случае к неосознанной деятельности можно отнести всё, что касается обеспечения физического существования тела. Начиная с дыхания. В том числе простейшие, привычные манипуляции, частым применением доведённые до автоматизма. Когда, что называется, руки помнят работу, а ноги дорогу.
Осознанная деятельность необходима тогда, когда не сформированы поведенческие шаблоны, когда мы создаем что-то новое или взаимодействуем со сложными объектами с непредсказуемой реакцией.
В контексте рассматриваемой темы для нас важно понять, что мы ежесекундно принимаем решения, которые создают нашу жизнь во всех её аспектах. В том числе наши тела и личности. Это непрерывный взаимосвязанный единый процесс сотворения реальности. Дышать или нет? Открыть глаза, восхитится бесконечным разнообразием мира, проявить волю и изменить его. Или крепко зажмуриться и заявить: “если я чего-то не вижу или не понимаю, значит, его и не существует”. Жить или умереть – это всего лишь вопрос выбора.
Порождая намерения, принимая решения и реализуя их, мы формируем себя и окружающий мир, творим свою судьбу и участвуем в создании жизни других людей. При этом изначальная, абсолютная свобода выбора, присущая нам как воплощению Творца в физическом мире, реализуется через фильтр накопленного жизненного опыта. Убеждения, ставшие нашей правдой, предопределяют и появление тех или иных желаний, и выбор способов их осуществления. Именно они программируют нашу судьбу, создают иллюзию её предначертанности.
С другой стороны, представления о непредсказуемости происходящего с нами являются следствием неосознанного выбора и фрагментированности нашего мировоззрения. Эти факторы разрушают единую взаимозависимую последовательность событий. Дробят целостную картину мира на не связанные между собой части.
Разберём подробно, как создаётся иллюзия отсутствия причинно-следственной связи между выбором, который мы непрерывно совершаем, и формированием нашей судьбы.
Причины и последствия непредсказуемости судьбы
Сначала рассмотрим одну из самых важных и одновременно самую простую причину, создающую ощущение нашей непричастности к происходящему с нами.
Мы уже упоминали о ней – это неосознанная деятельность. То, что мы совершаем не задумываясь, на автомате не фиксируется нашей долговременной памятью. Обычно это привычная последовательность действий, не требующая участия нашего сознания. С неким обобщённым результатом, важность которого, как правило, не очень значима для нас.
В качестве примера неосознанного поведения можно рассмотреть дыхание или ходьбу. Управляющая и сигнальная нервная система независимо от сознания оценивает наше состояние, принимает решение и реализует его.
Мы уже говорили в предыдущих текстах, что тело – это полуавтономная оболочка души, которая до определённого предела способна существовать самостоятельно. Причём сознанию в эту деятельность лучше не вмешиваться. Это может привести к разбалансировке организма. Слишком много факторов придётся учитывать. У души другие функции и возможности. Позже мы рассмотрим их очень подробно.
Сейчас просто отметим, что для человека естественно и необходимо неосознанное существование, которое не способно замечать, контролировать и учитывать его сознание. То есть достаточно большую часть своей жизни мы просто не видим и не помним.
Теперь рассмотрим причины непредсказуемости существенной части осознанной деятельности. Чтобы объяснить, почему мы чего-то не замечаем, придётся напомнить, как устроено наше мировосприятие. Ранее мы уже подробно рассматривали этот вопрос, теперь попробуем взглянуть на него под несколько иным углом.
В контексте заданной темы разберемся, каким образом мы видим не окружающую действительность, а саму нашу жизнь. Напомню, что под термином “жизнь” мы имеем в виду время существования отдельного человека, насыщенное определёнными событиями и его личными переживаниями.
С одной стороны жизнь человека непрерывна и состоит из огромного количества последовательных осознанных намерений, решений и действий. А сознательная деятельность подразумевает её фиксацию долговременной памятью. И теоретически мы можем восстановить любое событие, произошедшее с нами, просто мысленно шаг за шагом возвращаясь в прошлое.
К сожалению это не совсем так. Память является отражением нашей картины мира. Она точно так же фрагментирована и раздробленна. Мы можем вспомнить либо логически взаимосвязанные, близкие по времени эпизоды, либо ярко эмоционально пережитые.
Убедиться в этом очень легко. Попробуем воспроизвести вчерашний день в виде непрерывной последовательности событий. Как будто смотрим кино про себя. Что мы видели, ощущали, о чем думали, как реагировали на те или иные происшествия, и какие переживания при том испытывали. В лучшем случае мы сможем вспомнить несколько ярких эпизодов, эмоций или мыслей. Но даже на эти воспоминания будет накладываться текущее состояние и искажать первоначальное восприятие тех или иных ситуаций. Кроме этого, оценка важности произошедшего с нами всегда меняется с течением времени.
Ещё одним примером избирательности мировосприятия может служить наша способность терять ориентацию на незнакомой местности или там где отсутствуют ориентиры, которые легко увидеть и запомнить. Например в лесу. Где окружающая действительность сужается до нескольких десятков метров.
Для того чтобы заблудиться, нам придётся принять огромное число решений и совершить соответствующее количество разнообразных действий. Причём все они являются результатом нашего свободного выбора, который мы совершаем, не замечая этого и не запоминая. Если бы это было не так, мы всегда могли бы воспроизвести обратную последовательность своих шагов и вернутся в исходную точку по своим следам.
В отличие от образа реальности в виде мозаики, наша жизнь воспринимается нами скорее в виде гирлянды с лампочками разной яркости и цвета. Цепочка последовательных, приятных или неприятных, разной степени эмоциональной насыщенности событий. А между ними пустота. Провалы в памяти. Причём, чем ярче пережитые эмоции, тем непонятней и темней интервал между ними.
Избирательность памяти разрушает непрерывную взаимосвязанность как отдельных эпизодов жизни между собой, так и принятых решений с полученным результатом. Поэтому мы не всегда можем отследить причинно-следственные связи между совершённым выбором и нашей судьбой. Так создаётся иллюзия её непредсказуемости. Если мы не понимаем логики процессов, которые сами инициируем, и в которых принимаем непосредственное участие, наша жизнь теряет смысл и превращается в неконтролируемый хаос.
К счастью есть факторы, которые позволяют говорить о некой предопределённости происходящего с нами. Но они могут либо исправить ситуацию, либо усугубить её. Рассмотрим их.